Главная - Материалы
Унч на лампе от схемы к железу. Ламповый усилитель почти из хлама. Комплектующие для изготовления

Для проверки эмиссии электронной лампы на рис а сначала включают цепь накала лампы. Через 60...120с подключают миллиамперметр (шкала 300мА или меньше). На остальные электроды лампы напряжение не подается. Чем больше стрелка прибора отклоняется вправо, тем лучше эмиссия, а следовательно и лампа. В двойных лампах имеет смысл определить ту "половину" лампы, для которой стрелка прибора отклоняется больше.
Для определения эмиссии лампы можно применить омметр рис б . У новой лампы сопротивление промежутка нить накала -управляющая сетка может быть, например, 900, у бывшей в употреблении 2000, у потерявших эмиссию- 4000...4500 Ом.
Показания измерений приборами сравнивают с аналогичными измерениями для новой лампы и определяют степень потери эмиссии проверяемой лампы.


Двухтактный усилитель НЧ будет работать нормально только в том случае, если его плечи симметричны.
Симметрирование лампового каскада можно производить следующим простым способом: на сетки ламп выходного каскада подают напряжение одинаковой фазы и регулируя переменным резистором R1, добиваются минимального сигнала на выходе усилителя (переключатель В1 находится при этом в нижнем по схеме положении). После этого переключатель В1 устанавливают в другое положение и на сетки лампы тем самым подают противофазные напряжения. Сигнал на выходе в этом случае должен быть максимальным. Такую регулировку рекомендуется производить не только при налаживании усилителя, но и при смене ламп.

В заключение предлагаю две схемы:

Схема простого двухкаскадного усилителя


Выходной каскад выполнен на лампе 6П14П, работающей в типовом режиме. Каскад предварительного усиления выполнен на одном из триодов лампы 6Н3П. Он обеспечивает усиление сигнала в 27 раз, в результате чего чувствительность усилителя оказывается около 0,3 В.

Схема усилителя с двухтактным выходным каскадом, отрицательной обратной связью и частотной коррекцией.


Выходная мощность усилителя около 10 В*А.
Фазоинверсный каскад выполнен на одном триоде лампы 6Н2П, второй триод играет роль предварительного усилителя. Отрицательной обратной связью охвачена часть усилителя, состоящая из каскадов: двухтактного вместе с выходным трансформатором, фазоинверсного и предварительного на одном триоде лампы 6Н2П. Глубина обратной связи равна трем (1+B K=3).
С помощью R1 регулируется частотная характеристика в области высоких звуковых частот, с помощью R2 -в области низких частот.
Коэффициент нелинейных искажений усилителя - около 2,5%, чувствительность -около 0,1 В


В статье с большим количеством фотографий описан процесс создания миниатюрной ламповой головы по мотивам «Fender Champ».
В едином стиле с головой изготовлен кабинет под доработанный динамик 4ГД-28.
Источником вдохновения, запчастей и оригинальных шильдиков послужили поднятые из небытия ламповые электрофоны «Юность-301».

Привожу в моей статье подробнейшее описание процесса превращения двух недорогих трансформаторов ТП-112-8 в один разделительный для анодного питания.

На необъятных просторах Интернета подобный усилитель многократно обсуждался в различных вариантах схемного решения. В конце статьи есть список из дюжины датагорских статей по теме SRPP. Не обладая глубокими познаниями в электронике, я просто повторил одну из схем.


Мой вклад состоит в разработке двух печатных плат: одна - питания, другая - самого усилителя. Платы проверены неоднократной сборкой с неизменно хорошими результатами.
Ещё я постарался изготовить законченную конструкцию в корпусе.

Статья, в первую очередь, ориентирована на начинающих любителей лампового звука, желающих построить достойно звучащую систему при минимальных трудовых и материальных затратах. Схема и конструкция позволяют выбрать свой вариант звучания УМЗЧ из 4-х предложенных.


Ребяты, на фотке возможный результат ваших трудов! За дело!


Для начала немного идеологии. Если аппаратура «Hi-Fi» (высокая верность звуковоспроизведения) имеет вполне определённые стандарты, то «Hi-End» (я бы перевёл как «так высоко, что дальше некуда») весьма расплывчатое понятие, включающее массу субъективных факторов, истинных и ложных трактовок, физических, эзотерических и чисто маркетинговых толкований.
Считается, что «Hi-End» удел избранных. Предлагаю развеять этот миф и попробовать на себе.

Отбросим в сторону «шелуху» в виде: креативно - концептуальных технических решений, применения всякого рода «гармонизаторов», направленности и прямолинейности проводников, зависимости звучания от заоблачной цены на применяемые элементы и так далее.
Сформулируем свою идеологию.
Исходить будем из положительных и физически объяснимых опций «хайэнда»:
Вариант № 1. Можно обратиться за помощью к нашим китайским друзьям на Алиэкспресс . В Китае есть всё!
Вот так выглядят новые китайские ламповые панели.

Белоснежная глазированная керамика. Как-никак Китай - родина фарфора и его они делать умеют лучше всех.

Уважаемые радиолюбители! Вашему вниманию предлагается ламповый 2-тактный усилитель мощности. За основу взята схема радиоинженера Е.Васильченко. Особенности: Выходные трансформаторы намотаны на базе ТС-180(прилагается отдельная схема). В качестве питающих использованы три трансформатора, применена схема задержки включения анодного напряжения(плавность включения: питание накала, прогрев, затем подача анодного питания). В схеме анодного питания установлены промышленные дроссели из телевизора, в качестве С2-С3 после некоторых экспериментов взяты ФТ-3 (как наиболее реалистичные, К78-2, в частности, приукрашивали звук). Маркировка примененных компонентов указана на схемах. При изготовлении использовался навесной монтаж с контактными колодками, экранированный провод Luxman -audio . Облицовочный материал: тонированное зеркало, МДФ. Входные-выходные гнезда из желтого неокисляемого металла, станина из металла из-под ПДУ МПК «Олимп-005». Фона, гула нет. Резисторы подбирались с максимальной требуемой точностью при помощи мультиметра.Возбуждения нет,синусоида чистая.Параметры указаны,читайте внимательнее описание с внесенными необходимыми изменениями,дополнениями в ходе настройки.На мой взгляд схема не слишком сложна для повторения.Удачи!








Предварительные замечания о цели разработки.

Девизом этой работы был отказ от бескомпромиссности в пользу сбалансированных, целесообразных решений. Усилитель много раз радикально переделывался, но в конечном итоге, хотя его нельзя назвать новым, удалось сделать небольшой домашний УНЧ с хорошим качеством звука при с максимальном использовании «подручных материалов» и доступных деталей.

Лампы были выбраны по нескольким причинам. Не может не привлекать их изначально высокая линейность, легкость модификации схемы, подбора компонентов, простота расчетов, а также ясность и лаконичность схем. Следующий тезис -- никакого «лампового звука». Так называемый «ламповый звук» - это устойчивый миф, в который каждый вкладывает свое собственное понимание. Для одних это ограниченный по диапазону звук с явным преобладанием средних частот - свидетельство того, что сердечник трансформатора слишком мал. Для других ламповый звук ассоциируется с "прозрачностью", высокой разрешающей способностью, детальностью. Для третьих это «мягкий, комфортный» звук. Возьмем на себя смелость утверждать, что ни одна из приведенных характеристик не является непременным атрибутом ламповой аппаратуры, точно так же, как «беспристрастное, мониторное» звучание - транзисторной. Особые характерные признаки звучания того или иного усилителя, неважно, транзисторного или лампового, определяются в основном структурой схемы и примененными компонентами. В этом смысле можно считать, что "ламповый звук" - это отсутствие утомительного "транзисторного", "пластмассового" звучания, которое хорошо известно владельцам музыкальных центров и отечественных усилителей.

После проверки и прослушивания ряда макетов усилителей с измерением объективных параметров было выяснено, что большинство родственных топологий дает сравнимые результаты:

АЧХ усилителя в основном определяется выходным трансформатором и без особых проблем может быть реализована полоса 5 Гц -25...30 кГц по уровню 1-2 дБ, Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) усилителей с разомкнутой цепью ООС составляет от единицы до десятка процентов па максимальных уровнях и десятые доли на малых. Тем не менее, характер звучания таких усилителей заметно различается, несмотря на их одинаковые параметры.

В связи с этим было принято решение не принимать во внимание величину КНИ. Это не более чем показатель наличия или отсутствии грубых ошибок проектирования и реализации. Типовой показатель исправного лампового усилителя - несколько десятых долей процента при мощности несколько ватт.

Определенное мнение сложилось об ООС с регулируемой глубиной. : Ее наличие и глубина - это дело вкуса и привычки. Глубокая ООС была отвергнута сразу - повторить звучание старых QUAD, Leak на современных компонентах очень трудно. Некоторые топологии хорошо принимали введение неглубокой ООС, в частности, схема пентодного однотактного усилителя на EL-34 с раскачкой SRPP на 6Н9С. При подаче напряжения со вторичной обмотки выходного трансформатора в катод «нижней»- лампы SRPP через резистор в несколько килоом усиление немного (на 2-4 дБ) уменьшалось, исчезал слегка выраженный "телефонный" тембр. Этот тембр обусловлен плохим демпфированием акустических систем, высоким выходным сопротивлением однотактного пентодного усилителя, а чаше недостаточным качеством выходного трансформатора.

Глубину ООС следует экспериментально подбирать по минимуму собственных неприятных ощущений, так как при улучшении одних параметров, например субъективного восприятия линейности ЛЧХ. ухудшаются другие, такие, как естественность тембров голосов и инструментов и пространственные характеристики. Усилитель в этом случае должен обладать некоторым запасом усиления и устойчивости. С усилением, как правило, проблем не возникает. Ламповые схемы обладают весьма большим динамическим диапазоном и позволяют работать на любом его участке. Этим свойством широко пользуются энтузиасты ламповых схем. Дело в том, что величина и степень нелинейности амплитудной характеристики лампы зависит от режима по постоянному и переменному току, и это хорошо слышно. Кроме этого, и сами лампы обладают различными свойствами. Лампы с малой крутизной, такие, как 6Н1П, 6Н8С, дают меньшие искажения и обладают большими возможностями выбора рабочей точки. Лампы с большой крутизной или усилением не имеют конкурентов в гитарных и других усилителях со специфическим характером звучания. Кроме того, изначально высокая степень идентичности параметров ламп позволяет использовать компенсацию (или умножение, если необходимо) нелинейностей.

При определенном опыте здесь открывается широкое поле для подбора характера звучания по собственному вкусу. В этом аспекте конструктор транзисторных усилителей сильно стеснен в средствах влияния па звук аппарата. Транзисторный каскад обладает несравнимо большей нелинейностью, а выбор рабочей точки каскада связан с режимом всего усилителя. Неспроста титулом "легендарный" знатоки награждают в основном ламповые усилители и в единичных случаях - действительно выдающиеся транзисторные. Справедливости ради следует заметить, что в транзисторной схемотехнике тоже есть методы изменения характера звучания, которые выходят за рамки этой статьи. На совершенно резонное замечание читателя, что усилитель должен быть абсолютно нейтральным и ничего вносить в звук, у автора заготовлено дежурное объяснение, что под звучанием усилителя понимается все-таки звучание всего тракта, включая звуковой

материал, акустические системы и помещение прослушивания, по возможности абстрагированное от характерных особенностей, присущих этим компонентам. Слушатель обычно без труда различает, скажем, выделяются ли некоторые форманты усилителем, АС или резонансом помещения. Любой усилитель, даже самый «мониторный», вносит в усиливаемый сигнал изменения. Для проверки этого факта можно рекомендовать сравнение с "прямым проводом". Эти изменения вносят не только лампы или транзисторы. Компоненты, которые принято считать линейными - резисторы и конденсаторы - также изменяют характер звучания.

УМ нельзя проектировать в отрыве от акустических систем и источника сигнала. Универсальных усилителей не существует, как не существует и готовых рецептов создания усилителей «для рока» или «для вокала». Есть лишь некоторые очевидные закономерности, в изобилии описанные в литературе. Отметим лишь те из них, которые относятся к предмету нашей разработки. Конструктор-любитель, создающий технику для себя, имеет заметную фору перед коллегой-профессионалом. Ему требуется, как правило, чтобы усилитель «зазвучал» на выбранном конкретном, не очень обширном, музыкальном материале, в конкретной комнате и с определенной акустической системой, В нашем случае музыкальный материал был достаточно легким для усилителей - рок-н-ролл 60-х, джаз, иногда несложная классика. Особенность этой фонотеки - широко представленные натуральные музыкальные инструменты, отсутствие жестких (в смысле спектра), агрессивных жанров. Довольно большую часть фонотеки составляют записи, выполненные в лаконичном стиле, малыми составами, вплоть до дуэтов. Такую музыку часто выбирают в качестве фоновой и, как правило, не слушают громко. Вполне возможно, что такой репертуар в немалой степени повлиял на выбор ламповой схемы. Предварительный выбор был между следующими вариантами:

Полностью транзисторный усилитель с токовой разгрузкой и глубокой 00С (current dumping amplifier, подобно QUAD- 405 );

Транзисторный без общей 00С;

Гибридный без общей 00С (входной усилитель напряжения на лампе, выходной эмиттерный повторитель на биполярных транзисторах);

Двухтактный ламповый с трансформаторным выходом.

По комплексу предпочтений был выбран последний. Он проигрывал транзисторным и гибридным в громкости, при передаче мощных басовых партий. Некоторые версии гибридного усилителя передавали верхнюю часть диапазона более прозрачно (явный признак низкого уровня интермодуляционных искажений). Но по достоверности передачи на небольших гром костях среднечастотного диапазона, столь важного для джаза и классики, ламповый оказался лидером. Вполне возможно, что причина не только в различном спектре искажений, но и в величине выходного сопротивления. Усилители без обшей ООС имеют относительно высокое выходное сопротивление (триодные ламповые, порядка 1-3 Ом). Это, несомненно, сказывается на АЧХ связки УМ-АС, особенно в области резонансных частот динамиков и частот раздела кроссоверов. С другой стороны, нелинейность акустического преобразования уменьшается при работе от источника с высоким выходным сопротивлением. Ламповые усилители традиционно использовались с однополосными акустическими системами. В такой комбинации «недостатки» усилителя: ограниченная мощность на нижнем участке диапазона, высокий выходной импеданс - не ухудшали звучания. Другими словами, не все современные АС будут хорошо работать с лампами. Более того, было бы логично начинать проектирование звуковоспроизводящего комплекса с подбора адекватных акустических систем.

В нашем случае АС оказались вполне всеядными, что и подтвердили проверки их использования с разными усилителями. В одном случае это были трехполосные напольные АС в оформлении «закрытый ящик» с традиционным дизайном. СЧ и ВЧ воспроизводились шелковыми купольными динамиками, а НЧ большим, 35-см, "колесом"- с бумажным диффузором. Во втором - двухполосные АС производства завода «Ферроприбор» (СПб.) типа S-153 (15 0АС-0 0 3ФГ1) с излучателем Хейла и импортным СЧ - НЧ динамиком диаметром 25 см. Следует заметить, что в обоих случаях АС представляли из себя «неудобную» нагрузку по причине довольно большой неравномерности модуля полного сопротивления в частотных областях, важных для восприятия многих инструментов, и/или малой чувствительности.

В связи с вышеизложенным было принято решение выполнить выходной каскад на триодах. Такая схема обладает комфортным звучанием во всем диапазоне частот и достаточно хорошим демпфированием. Низкая чувствительность АС (87 и 8 9 дБ) вынуждает использовать двухтактную схему. Для сохранения всех преимуществ триодов выходной каскад должен работать в классе А, то есть без отсечки анодного тока.

Тип лампы 6П1П

Мощность УНЧ Вт 4

6П6С

6П14П

6ПЗС/Г8 07

EL34

ГУ-50

6П36С

6П45С

6С1ЭП

6Н5С

6HI3C

В табл. 1 показано, какие мощности могут быть получены от распространенных отечественных ламп, триодов и пентодов в триодном режиме.

Наилучшими с точки зрения усиления звука свойствами обладают прямонакальные триоды. В спектре искажений этого класса усилительных элементов содержится минимальное количество гармоник, обычно это вторая и третья. Тетроды и пентоды в триодном включении проигрывают истинным триодам по этому показателю. Они имеют более широкий и мощный спектр искажений, независимо от способа включения (имеется в виду мода на ультралинейные схемы). Выходное сопротивление триодного трансформаторного каскада без 000 обычно составляет около 0,3Rh. Катодные повторители и Circlotron"ы имеют этот параметр на порядок ниже, но у них есть свои недостатки, в частности, сложность получения высокого напряжения раскачки на сетках выходных ламп. Получить амплитуду сигнала 300-4 00 В с малым количеством гармоник и уровнем искажений менее 0,5% - задача очень непростая, а практика показывает, что в УМ, построенных по схеме УН-УТ (усилитель напряжения - усилитель тока), характер звучания определяется в основном УН. Таким образом, при выборе способа реализации задуманного разработчик руководствуется целым комплексом объективных показателей и субъективных предпочтений и порой неосознанно.

Взвесив все «за» и «против», было решено использовать самые доступные в настоящий момент лампы 6ПЗС-Е, представляющие собой аналог широко известных звуковых тетродов 6L6 и 5881. Эта лампа имеет специфические вольтамперные характеристики (рис. 1.1), позволяющие использовать ее в режиме с сеточными токами, как в триодном, так и в тетродном включении.



Рис 1.1. График вольтамперной характеристики лампы 6ПЗС-Е в триодном включении

Как видно из графиков, при напряжении на сетке +10 В, анодная характеристика еще не имеет пентодного «колена». Линии, соответствующие сеточным напряжениям +10 и -10 в, расположены на одинаковом расстоянии от линии нулевого напряжения. Это означает, что на этом участке нагрузочной прямой крутизна не меняется, в отличие от участка с малыми анодными токами. Внутреннее сопротивление 6ПЗС-Е при малых анодных токах сильно возрастает, а зависимость тока анода от сеточного напряжения, то есть крутизна, падает. Эта особенность хорошо известна конструкторам ламповой техники и широко используется в двухтактных усилителях. Благодаря ей граница между режимами А и АВ практически отсутствует, так как вследствие падения крутизны ток через лампу практически не прекращается даже при больших запирающих напряжениях, и коммутационные искажения имеют малый порядок. Нечто подобное реализовано в транзисторных усилителях с обозначением «класс АА» при помощи некоторых схемотехнических ухищрений.

Еще одна особенность этой лампы, также известная любителям со стажем, - это ее высокая перегрузочная способность по анодному напряжению. После тренировки она прекрасно работает при анодном напряжении 600-700 В и напряжении на второй сетке 450 В и даже до 500 В. По своим мощностным возможностям она лишь немного уступает EL-34. В триодном режиме лампа без видимых проблем месяцами работает при анодном напряжении 400-450 В. Этот нештатный режим позволяет использовать относительно высокоомную анодную нагрузку, что благоприятно сказывается на уровне искажений. Под высокоомной здесь понимается нагрузка, значительно превышающая Ra = 2Ri, при которой достигается максимальный КПД усиления. Достаточно принять нагрузку, равной (5-10)Ri. Разумеется, ни при каких условиях не должны превышаться предельно допустимые режимы по току катода и нежелательно превышение мощности рассеяния на аноде. Все эти особенности делают 6ПЗС-Е очень привлекательной лампой для экспериментов, однако по звучанию она нередко проигрывает своим «одноклассникам» и тем более 6С4С. Опыты с 6ПЗС-Е были прекращены в той стадии, когда дальнейшие модификации стали невозможны в старом корпусе, а потенциальные возможности ламп были использованы практически полностью. К этому времени схема представляла собой трехкаскадный двухтактный усилитель, работающий в классе А2, с максимальной выходной мощностью около 20 Вт. Следует также отметить, что рассчитанные вольтамперные характеристики, используемые в программах, могут отличаться от реальных, особенно в области положительных сеточных напряжений.

Любительский расчет выходного каскада:

Выбрать тип радиолампы, найти графики ВАХ.

Выбрать схему включения: в нашем случае схема с общим катодом, с фиксированным смещением (рис. 1.2).



Рис. 1.2 Схема выходного каскада однотактный вариант.

Оценить уровень искажений и выходную мощность с различными вариантами анодной нагрузки и положения рабочей точки.

Перейти к двухтактной схеме: удвоить полученную величину анодной нагрузки, потребляемую и выходную мощность. Выходное сопротивление уменьшится вдвое.

По полученным данным перейти к расчету выходного трансформатора, источника питания, каскадов предварительного усиления.

Список обозначений:

Uc - напряжение на управляющей сетке лампы;

Ra - сопротивление анодной нагрузки;

Ri - внутреннее сопротивление лампы;

Ua, la - анодные напряжение и ток;

Rh- сопротивление нагрузки;

Un - напряжение приведения.

Расчет режима по постоянному току графическим способом

Семейство вольтамперных характеристик 6ПЗС-Е в триодном включении приведено на графике рис. 1.3.

Выбираем сопротивление анодной нагрузки Ra. Справочные данные для ламп 5881 и 6V6 заявлены около 1,7 кОм. Измеренные величины для 6ПЗС-Е составляют около 0,9-1,2 кОм, этих значений мы и будем придерживаться.



Рис. 1.3. Область безопасной работы 6П3С-Е Выбираем Ra = 2,5 кОм.

Строим гиперболу максимально допустимой мощности рассеяния на аноде: Ра max = Ua 1а. Мгновенные режимы во время работы лампы не должны находиться выше этой кривой. Для 6ПЗС-Е допустимая мощность рассеяния на аноде составляет 21 Вт. Для аналогичных по размерам и конфигурации электродов 5881 и 6V6 обычно приводятся 25 или 30 Вт, в зависимости от исполнения лампы. Такая разница связана с тем, что для обеспечения повышенной долговечности отечественной лампы (о чем говорит индекс «Е»), производитель ограничивает предельно допустимые электрические и температурные режимы. При этом снижается газоотделение из электродов. Любители в своих конструкциях часто эксплуатируют лампы в очень жестких условиях, когда единственным достоверным индикатором напряженности режима являются раскалившиеся докрасна аноды. Анализ любительских конструкций показывает, что 6ПЗС-Е может годами работать с рассеиваемой на аноде мощностью до 25-30 Вт, в отличие от 6ПЗС , которая имеет другую конструкцию. На долговечность лампы сильно влияет величина сопротивления утечки сетки. По ТУ это сопротивление не должно превышать 100 кОм при фиксированном смещении, и 150 кОм - при автоматическом. В этом случае ухудшение вакуума в результате газоотделения не приводит к заметному изменению режима работы. Несоблюдение этого пункта ТУ приводит к последствиям, хорошо известным владельцам «Прибоев» и других аппаратов на 6ПЗС, страдающих «болезнью красных анодов». В своих расчетах мы ограничим допустимую мощность 23-25 Вт. При этом учтем специфику применения: в нашей схеме резисторы утечки весьма низкоомные. Кроме того, обычно в высококачественной звукотехнике лампы заменяются на новые задолго до появления заметной утечки и снижения крутизны. Лампа, работающая в классе А, рассеивает максимальную мощность при отсутствии сигнала. Токи и напряжения на ней также не должны превышать допустимых значений. Для напоминания об этом построим два соответствующих отрезка, ограничив возможные режимы областью безопасной работы (ОБР) лампы.

При усилении сигнала режим работы лампы, то есть анодный ток и напряжение, прочерчивает прямую. При работе на реактивную нагрузку прямая превращается в эллипс, и мгновенная мощность может превышать допустимую. Однако средняя мощность рассеяния все равно останется меньше мощности покоя.

Выбираем рабочую точку каскада - ток и напряжение покоя. Установим левую границу рабочих режимов таким образом, чтобы напряжение на сетке не превышало 10 В (U 10 В). Правая граница обычно задается максимально допустимым анодным напряжением, а в случае триодного включения пентодов и тетродов - напряжением на второй сетке. Поскольку в нашем случае это напряжение не превышает проверенных 550 В, это не очень актуально. Гораздо важнее падение крутизны и рост внутреннего сопротивления. Поэтому ограничим область рабочих режимов справа не максимально допустимым напряжением, а минимально допустимым током, для определенности 15-20 мА. При этом Ucmin = -70 В. Точка покоя находится почти на середине этого отрезка.

Так, сеточное напряжение в режиме покоя получилось -30 В, а необходимая амплитуда напряжения возбуждения - 80 В от пика до пика или 28 В эффективного значения. Находим пересечение линии -30 В с нагрузочной прямой и соответствующие режимы: 350 В и 70 мА. Отсюда можно получить требуемое напряжение источника анодного питания: оно должно быть больше на величину падения напряжения на первичной обмотке выходного трансформатора. Это падение можно оценить еще до его расчета. Наиболее типичные величины КПД выходного трансформатора - 0,85-0,87. Это означает, что величина активного сопротивления обмотки составляет 0,13-0,15 Ra, то есть в нашем случае оно равно примерно 350-400 Ом. В итоге напряжение питания должно составлять около 380 В при полной нагрузке.

После выбора рабочей точки обычно проводится расчет искажений и энергетических параметров. Нас интересует влияние выбора рабочей точки на искажения. Обратимся к рис. 1.4, полученному при помощи генератора отчетов SE Amp Cad.



Рис. 1.4 Выбор рабочей точки.

Из рисунка хорошо видно, что симметричному изменению сеточного напряжения относительно точки покоя соответствует несимметричное изменение анодных тока и напряжения.

Соотношение длин отрезков ОА и ОВ есть мера искажений. С помощью метода трех ординат можно вычислить величину второй и третьей гармоник. Приведем цифры - 111 и 2% для второй и третьей гармоник, соответственно. Это типичные величины для любого однотактного каскада, работающего на максимальной мощности.

Такой высокий уровень искажений не должен пугать. Дело в том, что в двухтактном усилителе класса А лампы включены встречнопараллельно по переменному току, и в идеале вторая гармоника отсутствует совсем, а уровень третьей довольно быстро снижается при уменьшении мощности. При половинной мощности он составляет уже приемлемые 0,1%. Кроме того, математическая модель в области положительных смещений редко соответствует реальному поведению лампы. На самом деле отрезок ОА немного короче, чем его рисует программа. Отметим для себя тот полезный факт, что при увеличении нагрузки уровень искажений снижается: при Ra = 4 кОм отрезки ОА! и OB" почти равны. Выходная мощность каскада, как принято ее представлять, равна площади заштрихованных треугольников. Ее можно посчитать как аналитически, так и прямо из графиков. Мы возьмем готовую величину из отчета, составленного программой - 11 Вт. Это почти втрое превышает мощность, которую можно получить от каскада в классе А1 (без сеточных токов) при том же уровне искажений. Остановимся на следующем режиме:

Iа = 50 мА - ток покоя;

Ua=365 В - напряжение на анодах в точке покоя;

Uc=-33 В - напряжение смещения на сетке;

Upp=75 В (от пика до пика) - напряжение возбуждения, соответствующее максимальной мощности;

Ра=22 Вт - мощность, рассеиваемая на аноде в точке покоя;

Ра=16 Вт - средняя мощность, рассеиваемая на аноде, при максимальном сигнале;

Pout =11 Вт - максимальная выходная мощность;

Rout=3,5 Ом - выходное сопротивление;

Distortion 2nd = 11% - уровень второй гармоники;

Distortion 3rd = 2% - уровень третьей гармоники.

Переход к двухтактной схеме дает нам данные для дальнейших расчетов:

Ra=5 кОм;

Рмах=22 Вт;

Iср=100 мА;

Uc =26 В (эфф) .

Входное сопротивление каскада, работающего с сеточными токами нелинейно, поэтому драйвер должен быть построен по схеме усилителя мощности, а не усилителя напряжения. В мощных промышленных УМ обычно применяется трансформаторная связь между драйверным и выходным каскадами. В нашем случае напряжение возбуждения составляет всего 26 Вт, поэтому вполне можно обойтись катодным повторителем (КП) с непосредственной связью (рис. 1.5).

Выходное сопротивление катодного повторителя примерно составляет Rou t * Ri /у для двойного триода 6Н8С (аналог 6SN7) это составит 370 Ом, что вполне достаточно для обеспечения тока сетки порядка 1 мА. Воспользовавшись программой TubeCAD, получаем режимы каскада:


Рис» 1.6. Выбор рабочей точки каскада на 6Н8С

Umax out = 40/+39,8 В - максимально возможный уровень выходного сигнала;

Uc = -3,56 В - напряжение смещения;

Iа = 11 мА - ток покоя;

Uпит =280 В - напряжение питания;

Кус = 0,9 - усиление по напряжению;

Ра = 1,87 Вт - мощность рассеяния на аноде.

Эти величины можно получить из ВАХ (рис. 1.6), считая напряжением питания каскада Е0 сумму положительного Uri и отрицательного Uc полюсов питания.

Коэффициент передачи катодного повторителя по напряжению составляет 0,8-0,9 в зависимости от величины нагрузки. Следовательно, чувствительность усилителя по входу КП составляет 28/0,8 = 35 В (эфф.). Такое распределение усиления позволяет ограничиться всего тремя каскадами, включая уже описанные. Во многих случаях выходной сигнал этого каскада имеет достаточную амплитуду для подачи прямо на сетки выходных ламп. Не следует считать недостатком этой схемы необходимость ручного подбора делителя, так как большинство так называемых автобалансных схем либо несимметрично по режимам, либо также требует подстройки. Расчет этого фазоинвертора мало отличается от расчета обычного реостатного каскада.



Рис. 1.8. Экран симулятора с результатами расчетов

Несмотря на свою простоту, представленный симулятор дает удовлетворительную точность.

На рис. 1.8 показан экран с результатами расчета и режимами по постоянному и переменному току. Конденсаторы Сб, С7 моделируют входную емкость следующего каскада, С1 - предыдущего, а также емкость монтажа. Без этих элементов расчет АЧХ будет неверным. С2 необходим для выравнивания АЧХ плеч. Небольшая местная ООС через незашунтированный конденсатором R3 облегчает регулировку фазоинвертора Усиление каскада составляет 42,5 и с небольшим запасом перекрывает требуемое. На частоте 20 кГц оно падает на 1,5 дБ относительно 1 кГц - это плата за использование 6Н9С, у которой довольно большие межэлектродные емкости. Расчетный КНИ составляет 0.4% при входном сигнале 0 дБ = 0,775 В; 0,17% - при -20 дБ и 1% - при +6 дБ. Эти величины представляют интерес лишь в сравнении с другими способами реализации схемы, так как модель триода Iс + Iа = К (Ua + у Uc)3/2 во всех симуляторах не учитывает особенностей конструкции лампы.

Схема одного канала усилителя представлена на рис. 1.9, блока питания - отд.схема



Рис, 1.9. Принципиальная схема одного из каналов усилителя

Для обоих каналов был использован общий силовой трансформатор. Анодное напряжение +37О В выпрямляется с помощью двухполупериодной схемы с использованием качественных конденсаторов и промышленных дросселей телевизионной промышленности. Отрицательное напряжение -125 В взято от отдельного трансформатора посредством двухполупериодного выпрямителя с хорошей фильтрацией. Накал ламп выходных и предварительных каскадов осуществляется от разных обмоток отдельного мощного трансформатора ТН-54. Для минимизации фона питание нитей накала входных ламп осуществляется по схеме с использованием резисторов по 100 Ом, точка соединения которых «привязана» к земле. Использована задержка(реле времени) по включению анодного напряжения, после подачи накального с интервалом ~37сек - для сохранения длительности срока эксплуатации ламп. Выходные трансформаторы намотаны на базе промышленных ТС-180 (сх.обмоток прилагается).В усилителе применены качественные полистирольные (К71-7), полипропиленовые (К78-2) и фторопластовые (ФТ-3) конденсаторы,в том числе и фирмы RIFA, КБГ-МН, МБГО-1 .Резисторы подобраны с особой точностью (единицы Ом).Напряжение анодного питания составляет +363 В. В качестве проходных звуковых конденсаторов изначально пробовались полипропиленовые конденсаторы К78-2-0,1мкф на 315 В, однако они сильно окрашивают звук в области высоких частот, с фторопластовыми ФТ-3- звук реалистичен. Выходной каскад каждого канала потребляет от источника +370 В, 100 мА; 20 мА требуется для драйверов и 2 мА для фазоинвертора. В сумме это составляет 122 мА, а с учетом традиционного запаса - 140 мА. Каждая пара выходных ламп - по 1,8 А, 6Н8С/9С потребляют по 300 мА. Ориентировочная суммарная электрическая мощность для двух каналов Ри = 220 Вт.

Настройка усилителя.

Эта процедура начинается с установки тока покоя выходных ламп одного из каналов. Лампы незадействованного канала лучше не вставлять. Перед включением необходимо установить движки подстроечных резисторов R9, R10 в положение максимального сопротивления. Лампа 6Н9С пока не нужна. В разрыв провода анодного питания включается миллиамперметр с пределом измерения не менее 500 мА, а вольтметр с пределом измерения 500 В подключается к точке соединения R11 и R12.

Сразу после включения усилителя в сеть через резистор ступенчатого запуска нужно убедиться в присутствии отрицательного смещения не менее 100 В. После этого вольтметр можно подключить к источнику анодного питания и убедиться, что напряжение на конденсаторах фильтра плавно возрастает, а ток в цепи анодного питания не превышает нескольких миллиампер.

Через несколько секунд можно подать полное напряжение сети. Анодное напряжение должно быть повышенным. Подключить вольтметр к сетке одной из выходных ламп. Постепенно уменьшая сопротивления R9 и R10, выставить напряжения на сетках -33 В Эта операция требует большого терпения, так как после каждого изменения положения движков изменяется потребление от источника питания и поэтому напряжение питания тоже изменяется. Поэтому поворачивать движки переменных резисторов нужно одновременно в обоих плечах и на маленький угол. Потребление всего канала усилителя должно быть около 120 мА. При анодном напряжении более 300 В в баллонах бПЗС-Е появляется характерное синее свечение. Это их «визитная карточка», совершенно нормальная, безопасная ситуация. По интенсивности этого свечения можно судить о степени загруженности лампы. Если лампы в плечах светятся по разному, то, скорее всего, у них разные параметры и режимы. Если свечение начинает пульсировать в такт с музыкой, это означает переход в режим АВ или перегрузку.

Ток покоя драйвера должен составить не менее 10 мА на плечо.

Если при таком токе не удается установить напряжение смещения -33-34 В на сетках выходных ламп, то потребуется подбор резистора R14. Напряжение на конденсаторе С5 должно составлять около 125 В, на аноде драйверов - около 150 В. Ток покоя выходных ламп можно установить 50-60 мА. После установки требуемых напряжений и токов нужно выключить усилитель и через некоторое время снова включить. После 20-минутного прогрева можно подстроить режимы. Окончательную установку режимов можно делать только после того, как будет отрегулирован второй канал, так как напряжения питания могут немного уменьшиться после подключения второго канала. Если лампы были предварительно тренированы, следующую проверку режимов можно сделать при желании через неделю.

Несколько слов о балансировке фазоинвертора . Ее следует проводить как на синусоидальном сигнале, так и на прямоугольном. Лампу желательно подобрать с одинаковой крутизной триодов в баллоне. R6 состоит из двух параллельно соединенных резисторов с величинами, равными R2 и R4. Таким образом, уравнивается нагрузка плеч по переменному току и усиление. Изменением R3 нужно добиться одинакового размаха сигнала на сетках драйвера. Напряжение на R5 будет иметь вид синусоиды с удвоенной частотой. Наблюдая фронты прямоугольного сигнала можно выровнять поведение плеч на ВЧ. Для этого нужно подобрать конденсатор емкостью в несколько десятков пикофарад параллельно R4. Конденсатор должен быть высококачественным и не керамическим. Вообще вопрос применения тех или иных пассивных компонентов довольно противоречив. Бесспорным является лишь то, что они очень сильно влияют на характер звучания. Тип примененных компонентов указан на схеме. Измерения.

После сборки и предварительной настройки можно проверить параметры усилителя. В силу сказанного выше, объективные параметры интересовали нас лишь в качестве индикатора правильности реализации заложенной идеи. В качестве источника сигналов использовались CD-тест-диск и генератор 3Ч „СУРА. Сигналы наблюдались на экране осциллографа С1-68, С1-94. Напряжения и токи измерялись цифровыми мультиметрами VICTOR VC-9807, 9808, 97.

В транзисторных усилителях максимальная мощность определяется границей клиппинга при достижении сигналом уровня источника питания. При этом искажения сигнала резко возрастают. В обычных ламповых усилителях искажения монотонно возрастают до момента появления сеточных токов выходных ламп. В этот момент искажения возрастают от единиц до десятка процентов. Ограничение сигнала получается «мягким», без изломов. Характерной особенностью усилителя класса А2 является отсутствие явно выраженного клиппинга, так как основными факторами, ограничивающими выходную мощность, являются ток драйвера и в конечном итоге мощность источника питания.

Поэтому отследить на экране осциллографа достижение уровня максимальной мощности невозможно. В этом случае приходится пользоваться методикой ПОСТ, определяющей максимальную мощность как мощность, при которой уровень искажений достигает 10%. При замерах на эквиваленте нагрузки были получены:

Выходная мощность - 20 Вт; макс - 24 Вт

Диапазон частот при завале на краях -3 дБ, 5 Гц-19 кГц.

Самые любопытные данные наблюдались при работе на реальную нагрузку. Усилитель подключался к АС, на вход подавался музыкальный сигнал от CD-плеера. Регулятором громкости устанавливался уровень, при котором обычно прослушиваются фонограммы, так называемый уровень комфорта. После этого к выходу усилителя подсоединялся вход звуковой платы (через резистивный делитель 1:10), a CD заменялся на CD-R с тестовыми сигналами.

АЧХ системы

На рис. 1.16 приведен фрагмент АЧХ, цена деления шкалы 10 дБ. Такое неожиданное по сравнению с резистивной нагрузкой поведение системы становится понятным, если вспомнить о модуле входного сопротивления трехполосной АС.



Рис. 1 16 Фрагмент АЧХ в процессе измерения параметров усилителя

На слух подъем АЧХ в области 3-4 кГц отсутствует. Для проверки было проведено измерение АЧХ транзисторного усилителя со сходным тональным балансом. За счет более низкого выходного сопротивления неравномерность в этой области составила 0,5 дБ, главным образом около частоты 1,5 кГц. Характер тембра верхней середины звукового диапазона передавался идентично ламповому. Коэффициент нелинейных искажений измерялся на частотах 1 и 3 кГц (рис. 1.18 и 1.19).


Как видно, искажения усилителя на малой мощности представлены исключительно второй гармоникой, это явный признак несбалансированности фазоинвертора. Третья гармоника маскируется в первом случае помехой прибора, во втором - шумами. Измеренный КНИ составляет 0,09% на частоте 1 кГц и 0,08% на частоте 3 кГц. Это величины, достойные аппаратуры очень высокого класса.

Несколько хуже обстоят дела с интермодуляционными искажениями (рис. 1.20). При подаче на вход частот 10 и 11 кГц одинаковой амплитуды разностный тон 1 кГц имеет уровень -50 дБ или 0,3%. Наиболее вероятная причина - повышенная асимметрия плеч фазоинвертора на ВЧ, так как в исследуемом усилителе отсутствовал конденсатор в аноде VL1.1.

Слуховая экспертиза.

Прослушивание подтвердило высокий качественный потенциал усилителя . Несмотря на очень скромную комплектацию, он полностью оправдал все затраченные на него усилия. Из особенностей звучания отметим мягкий, не агрессивный верх, при сохранении достаточно высокой детальности. Передача басов - сочная, но не гулкая, как можно было ожидать от усилителя с высоким выходным сопротивлением; скорее всего, усилитель будет чувствителен к смене АС. Лучше всего передается середина звукового диапазона. Характер звучания заметно изменяется при замене ламп и пассивных компонентов. Наилучшими оказались МЭЛЗовские 6Н8С и 6Н9С 1952-1953 годов выпуска с металлическими цоколями. В качестве источника сигнала использовался DVD-плеер «Harman Cordon-39» с аудиофильским звуковым процессором, акустика -«Yamaha-NS-8900» Rн=6 Ом. Идеально воспроизводит стили музыки: джаз, блюз, среди инструментов-духовые, гитара. Удивило и то, что усилитель правдоподобно, с характерной длительностью, глубиной, частотой отразил низкочастотную составляющую одной из композиций вышеназванных стилей, в отличие от ресивера Yamaha-RV-557.Уже в этом и раскрывается одно из важнейших преимуществ лампового усилителя на транзисторным: выражать детально каждый из инструментов. Иначе говоря, слушаем музыку, песни и ухо не устает это делать даже при длительном либо относительно громком прослушивании, как бы «втягивает» в необходимость слушать дальше. Фона практически нет. Порой это просто надо услышать, а, что касается дизайна - увидеть. Прекрасному звуку категории Hi-End должен и соответствовать прекрасный внешний вид! На входе сети переменного тока применен сетевой фильтр с использованием керамических конденсаторов и ферромагнитного дросселя. Во входных звуковых цепях применены кабели фирмы «LUXMAN» с содержанием безкислородной меди.



Сегодня у нас полезная самоделка для ценителей хорошего звука: высококачественный ламповый усилитель сделанный своими руками

Здравствуйте!

Решил я собрать двухтактный ламповый усилитель (уж очень руки чешутся) из, накопившихся у меня за долгое долгое время деталей: корпус, лампы,панельки к ним, трансформаторы и прочее.

Надо сказать, что всё это добро мне досталось даром (безвозмездно тобишь) и стоимость моего нового проекта будет 0.00 гривен,а если что-то надо будет докупить по мелочи, куплю уже за рубли (так как начал я свой проект в Украине, а закончу уже в России).

Начну описание с корпуса.

Когда-то это был,судя по всему, неплохой усилитель фирмы SANYO модель DCA 411.

Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на 110 В (японец, наверное) закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов (это фото из интернета хорошего экземпляра). Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот, ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал (уж довольно много места там).

Решение принято. Теперь надо определяться со схемой и деталями. У меня есть достаточное количество ламп 6п3с и 6н9с.



Ввиду того, что однотактник я уже собирал на 6п3с,мне захотелось больше мощности и,порывшись в просторах интернета, я выбрал эту схему двухтактного усилителя на 6п3с.

Схема самодельного лампового усилителя (УНЧ)

Схема взята с сайта heavil.ru

Надо сказать, что схема, наверное, не самая хорошая, но ввиду её относительной простоты и доступности деталей решил остановиться на ней. Выходной трансформатор (фигура важная в сюжете).

В качестве выходных трансформаторов решено использовать «легендарный» ТС-180. Сразу камнями не кидайтесь (приберегите их до конца статьи:)) я и сам в глубоких сомнениях о таком решении, но учитывая моё стремление не тратить ни копейки на этот проект продолжу.

Выводы транса для моего случая я соединил вот так.

(8)—(7)(6)—(5)(2)—(1)(1′)—(2′)(5′)—(6′)(7′)—(8′) первичка

(10)—(9)(9′)—(10′) вторичка

на соединение выводов 1 и 1′ подается анодное напряжение, 8 и 8′ на аноды ламп.

10 и 10′ на динамик. (это я не сам придумал, нашел в интернете). Чтобы развеять туман пессимизма я решил проверить частотную характеристику трансформатора на глаз. Для этого собрал такой стенд на скорую руку.

На фото генератор ГЗ-102 , усилитель BEAG APT-100 (100V-100W), Осциллограф С1-65, эквивалент нагрузки 4 Ом (100W), ну и сам трансформатор. Кстати, на сайте есть .

Ставлю 1000 гц размахом 80 (примерно) вольт и фиксирую напряжение на экране осциллографа (около 2 в). Далее увеличиваю частоту и жду когда напряжение на вторичке транса начнет падать. Тоже самое делаю в сторону уменьшения частоты.

Результат меня, надо сказать, порадовал АЧХ практически линейна в диапазоне от 30 гц до 16 кГц, ну я думал, что будет намного хуже. Кстати, усилитель BEAG APT-100 имеет повышающий трансформатор на выходе и его АЧХ, возможно, тоже не идеальна.

Теперь можно собирать все до кучи в корпус со спокойной совестью. Есть задумка сделать монтаж и компоновку внутри в лучших традициях, так называемого, моддинга (минимум проводов на виду) и еще не плохо было бы сделать подсветку светодиодами как в промышленных экземплярах.

Блок питания самодельного лампового усилителя.

Сборку начну с заодно опишу его. Сердцем блока питания (да и всего усилителя, наверное) будет тороидальный трансформатор ТСТ-143, который я в своё время (года 4 назад) выдрал с мясом из какого-то лампового генератора прямо в то время, как его уносили на свалку. Больше к сожалению ничего не успел L жалко такой генератор, а может он еще и рабочий был или починить можно было … Ладно что-то я отвлекся. Вот он силовик мой.

Конечно в интернете нашел схему на него.

Выпрямитель будет на диодном мосте с фильтром на дросселе для анодного питания. И 12 вольт для питания подсветки и анодного напряжения. Дроссель вот такой у меня.

Его индуктивность составила 5 генри (если верить прибору) , что вполне достаточно для хорошей фильтрации. А диодный мост нашелся вот такой.

Его название BR1010. (10 ампер 1000 вольт). Все начинаю выпиливать усилитель. Думаю — будет как-то так.

Размечаю и вырезаю отверстия в текстолите под панельки для лампочек.





Получается неплохо:) пока мне всё нравится.

И так, и эдак. сверлим пилим:)

Началось что-то вырисовываться.

Нашел в старых запасах фторопластовый провод и сразу же все альтернативы и компромиссы по поводу провода для монтажа исчезли без следа:) .



Такой вот получился монтаж. Всё как бы «кошерно» накалы перевиты, земля в одной,практически, точке. Должно работать.

Пришло время городить питание. После проверки и прозвонки всех выходных обмоток транса припаял все необходимые провода к нему, и начал устанавливать согласно принятому плану.

Как известно, в нашем не легком никуда без подручных материалов: так пригодился контейнер от киндер-сюрприза.

И крышка от нескафе и старый компакт диск




Я повыдирал из плат телевизоров и мониторов. Все емкости не менее 400 вольт (знаю, что надо бы побольше, но не хочу покупать).

Мост шунтирую емкостями (какие были под рукой, наверное, поменяю потом)

Многовато получается, ну да ладно, под нагрузкой просядет:)

Выключатель питания использую штатный от усилителя (четкий и мягкий).

С этим готово. Хорошо получилось:)

Подсветка для корпуса лампового усилителя.

Для реализации подсветки была куплена светодиодная лента.

И установлена следующим образом в корпус.


Теперь свечение усилителя будет видно и в дневное время. Для питания подсветки я сделаю отдельный выпрямитель со стабилизатором на какой-нибудь КРКЕН подобной микросхеме (что найду в хламе) , от которого планирую запитать схему задержки подачи анодного напряжения.

Реле задержки.

Порывшись в закромах родины, я нашел вот такую совершенно нетронутую штуку.

Это радио-конструктор реле времени для фотоувеличителя.


Собираем, проверяем, примеряем.


Время срабатывания выставил около 40 секунд, а переменный резистор заменил постоянным. Дело идет к завершению. Осталось все собрать вместе, поставить морду, индикаторы и регуляторы.

Регуляторы (переменники на входе)

Говорят, от них может сильно зависеть качество звука. Короче я поставил вот такие

Сдвоенные по 100 кОм. так как у меня их два,то я решил запараллелить выводы получив тем самым 50 кОм и повышенную стойкость к хрипам:)

Индикаторы.

Индикаторы я задействовал штатные, со штатной подсветкой

Схема подключения была мною беспощадно выкушена с родной платы и также задействована.

Вот что в итоге у меня получилось.




При проверке мощности усилитель продемонстрировал напряжение на выходе 10 вольт неискаженной синусоиды частотой 1000гц на нагрузку 4 ома (25 ватт) одинаково по каналам, что порадовало:)

При прослушивании звук был кристально чистым без фона и пыли, что называется, но чересчур мониторным, что ли? красивым, но плоским.

Я наивно полагал, что он без тембров заиграет, но …

При использовании программного эквалайзера удалось получить очень красивое звучание, которое всем понравилось. Спасибо всем большое!!!

Это разработка где-то конца 80-х. За это время показала себя достойно и универсально: годится как для любителей качественного звука (сочинял для себя), так и для музыкантов, которым нужна мощность.

Краткое лирическое вступление. В своё время был очень популярен усилитель, опубликованный в журнале "Радио" 72г. Я тоже повторял эту схему. Недостатки её известны многим, кто её повторял: невысокая линейность, слабая устойчивость на ИНЧ, недостаточная устойчивость по ВЧ (от чего в схему введен корректирующий кондюк), узковатый частотный диапазон, и ещё что-то, чего сейчас не припомню. И главное - звучание оставляло желать лучшего.

Такого у себя дома я терпеть не мог: уши свои - не казённые:) Первое, с чего я начал модернизацию - замена выходного транса. Изменения, внесенные в выходной транс напрашивались сами собой - ужесточить связь обмоток обратной связи (ультралинейных) с остальными обмотками, чем уменьшить Кг на высших частотах, и улучшить частотные и фазовые характеристики выходного каскада. В том варианте, что я применил в новой конструкции удалось расширить частотный диапазон, повысить устойчивость на ВЧ, понизить выходное сопротивление. Звучание заметно улучшилось, но теперь вся схемотехника (клон т.н. "схемы Вильямсона") стала казаться притянутой в Hi-Fi за уши - выполнена как-то "в лоб", слабым звеном оставались слабая устойчивость с ООС на инфранизких частотах, повышенные нелинейные и частотные искажения (особенно на ВЧ).

Дальнейшее усовершенствование вылилось в полному отказу от этой схемы. Было перепробовано много разных схемотехнических решений. Попытки найти оптимальный вариант привели к тому решению, который предлагаю. Hа входе я применил каскодный УН с высокой линейностью, далее - фазоинверсный каскад с разделённой нагрузкой, имеющий наибольшую линейность. При этом связал я их непосредственно, чтобы уменьшить фазовые сдвиги по пути прохождения сигнала. На выходе, правда остался знакомый ультралинейный выходной каскад с небольшими изменениями (с целью удобства наладки и повышения устойчивости), и, как уже говорилось с улучшенным выходным трансом. На схеме я условно разделил предварительные каскады, связка триодов в котором собственно и являются моим ноу-хау;), и выходной каскад, вместо которого можно присоединмть любой подходящий. При правильно изготовленном и налаженном усилке, максимальные амплитуды на управляющих сетках выходных ламп должны быть не менее 80В в нагрузке 47к. А это дало возможность полностью раскачать 6П45С. И что важно, при всех своих достоинствах схема оказалась даже проще той, от которой пришлось уходить.

В результате получился усилитель со звучанием, которое (при должных мерах), вполне может претендовать на hi-end ;) Усилитель абсолютно устойчив, поэтому его можно использовать как с глубокой ООС, так и вообще без неё - линейность всех каскадов обеспечивает малые искажения и с разомкнутой петлёй ООС.

Из двух 6Р3С, мне удавалось получить >150ватт, из двух 6П45С - >220 ;), а в варианте с сеточными токами (специально для музыкантов) - 400ватт пиковой мощности! Но та схема уже заметно отличается от приведённой.

Подробные параметры усилителя я сейчас привести не могу - давно не мерял. Тем, кому нужен звук а не параметры, информации для повторения я дал достаточно, а если очень нужно, могу (хоть и очень в лом) перемерять. Для журнала перемерял бы наверное. А тут и так сойдёт:o)

Что касается наладки, то она проста:

  1. собрать стандартную схему измерения параметров;
  2. отключить ООС;
  3. включить усил и прогреть катоды;
  4. резисторами R10 и R11 выставить токи покоя вых. ламп 30...60мА (0,06...0,12В на катодах), но обязательно одинаковыми;
  5. без подачи сигнала на вход, регулем R2 выставить на катоде фазоинвертора 105В;
  6. подать сигнал на вход до получения напряжения на нагрузке 15 вольт (для 6-омного варанта);
  7. резистором R9 выставляется минимум 2-й гармоники на выходе;
  8. восстановить ООС (не обязательно).

Пункт 7 можно пропустить, если заменить R8 и R9 на один, сопротивлением 12к (это может на качество даже никак не повлиять, особенно с ООС).

Для питания усилителя понадобились дополнительные напряжения: 410В(10мА/канал) и стабилизированное 68В (б/т). На схеме показан идин из вариантов их получения из имеющихся. Здесь можно сделать по-разному. У меня, например, есть источник стаб. +220В для питания предусилителя, так я +68 получил делителем.

В своё время схема была окутана коммерческой тайной:). Теперь please - пусть кто хочет попробует. Повторюсь, что связка УН-ФИ универсальна, и может быть использована для раскачки различных выходных PP каскадов (триодных, пентодных, класса А, АВ). Для каждого конкретного случая возможно придётся произвести перерасчёт некоторых элементов, что делается очень легко. В этом я могу оказать помощь нуждающимся.

P.S: Подобной переделке хорошо поддаются усилители "Прибой" - качество заметно улучшается.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Радио-лампа 6Н1П 2 В блокнот
Радио-лампа 6П45С 2 В блокнот
С1, С5, С6 Конденсатор 1 мкФ 3 В блокнот
С2 Электролитический конденсатор 47 мкФ 1 В блокнот
С3 Конденсатор 0.1 мкФ 1 В блокнот
С4 Конденсатор 0.047 мкФ 1 В блокнот
R1 Резистор

220 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R2, R9 Подстроечный резистор. 4.7 кОм 2 В блокнот
R3 Резистор

100 Ом

1 0.5 Вт В блокнот
R3 Резистор

100 кОм

1 2 Вт. По ошибке в схеме два резистора именуются как R3 В блокнот
R4 Резистор

2 МОм

1 0.5 Вт В блокнот
R6 Резистор

1 МОм

1 0.5 Вт В блокнот
R7 Резистор

12 кОм

1 2 Вт В блокнот
R8 Резистор

10 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R10, R11 Подстроечный резистор 22 кОм 2 В блокнот
R12, R13 Резистор

47 кОм

2 0.5 Вт В блокнот
R14, R15 Резистор

1 кОм

2 0.5 Вт В блокнот
R16, R17 Резистор

22 кОм

2 1 Вт В блокнот
R18, R19 Резистор

2 Ом

2 2 Вт В блокнот
R20 Резистор

2.7 кОм

1 1 Вт В блокнот
R21, R22 Резистор

68 Ом

2 2 Вт В блокнот
Розрядник 1
 


Читайте:



Этапы и техника кожной пластики расщепленным трансплантатом

Этапы и техника кожной пластики расщепленным трансплантатом

2358 0 (1) они могут быть целесообразны при закрытии мягкотканных дефектов, если жизнеспособность прилежащих тканей сомнительна, и (2) они могут...

Храм святителя николая у соломенной сторожки - наводы

Храм святителя николая у соломенной сторожки - наводы

Что есть что в церкви Главными жертвователями стали командир дружины полковник А.А. Мозалевский и В.И. Заглухипский. Всего на строительство храма...

Картофель с опятами в духовке

Картофель с опятами в духовке

С приходом осени на наших столах наиболее часто появляются разнообразные блюда, одним из ингредиентов которых являются опята. Почему именно осенью?...

Как приготовить варенье из ранеток дольками

Как приготовить варенье из ранеток дольками

Не знаете, что такое ранетки? Это маленькие яблочки, которые вызывают интерес своим нестандартным видом не только у детей, но и взрослых. Эти...

feed-image RSS