Главная - Забор
Бутман биография. Игорь Михайлович Бутман. Биографическая справка. Игорь Бутман. Биография

Игорь Бутман – блестящий джазовый музыкант, чьим творчеством восхищаются по обе стороны Атлантики. Талантливый артист выступал перед президентами, путешествовал по миру со своим биг-бэндом и сотрудничал с лучшими музыкантами мира, распространяя магию обожаемого им джаза.

Детство и юность

Игорь Михайлович – первый ребенок в семье Михаила Соломоновича и Мариулы Николаевны Бутман. Родился 27 октября 1961 в Ленинграде. Спустя 5 лет появился младший брат – Олег, также впоследствии связавший свою жизнь с музыкой.

Отец работал инженером-строителем, но любил творчество: участвовал в самодеятельности, пел, играл на пианино и барабанах. Обаятельного Михаила даже приглашали в Театр эстрады им. , но не решился сменить рабочую профессию. Отец играл дома, в гостях у друзей, выступал на свадьбах.

Родители мамы Игоря, Мариулы, напрямую связаны с искусством. Дед состоял в оркестре Мариинского театра в Петербурге, играл на скрипке, а его супруга пела в хоре. По национальности Бутман наполовину еврей (со стороны отца), наполовину русский. О происхождении в интервью рассказал:

«Горжусь своим происхождением: не еврей по Галахе, я - еврей по своим собственным законам. Мне небезразлична жизнь и судьба моих соплеменников».

А в 2005 году получил премию Федерации еврейских общин России «Человек года».


Мальчик любил спорт, особенно футбол и хоккей, ходил в секцию, но больших успехов не достигал. Музыка пленила юношу с детства. Практически все факты в биографии ранних лет артиста связаны именно с ней. В 11 лет поступил в музыкальную школу, где начал играть на кларнете.

По окончании стал заниматься в музыкальном училище им. М. П. Мусоргского, где в свое время преподавали и Гавриил Попов, а учились и Иван Дзержинский. В училище поступил на класс по саксофону к великому педагогу Геннадию Львовичу Гольштейну. Помимо Бутмана, под его патронажем обучались участник Игорь Тимофеев, лидер советской рок-группы «Дети» Роман Капорин, участник группы .


В 17 лет Игорь получил приглашение от джазового мультиинструменталиста Давида Голощекина сыграть в его ансамбле. В том же году из коллег по музыкальному училищу организовал первый джаз-квартет. Биг-бэнд произвел фурор на концерте в ленинградском клубе «Квадрат», находящемся тогда в здании ДК им. Кирова.

В 1981-м произошло сразу несколько знаковых событий. Саксофонист примкнул к квинтету уже ставшего знаменитым и выступил на «Весенних концертах нового джаза». В этом же году окончил училище, а также получил хвалебную рецензию и благосклонные отзывы критиков в газете «Советская молодежь», где Бутмана нарекли «Открытием года», что, учитывая 300-миллионное население СССР, почетно, особенно в 20 лет.

Музыка

В 1981-1983 годах выпускник Бутман сотрудничал в Москве с известными оркестрами. Продолжил работу с Давидом Голощекиным, который ранее приглашал Игоря в ансамбль, когда тот был еще студентом училища. Через год перешел первым альт-саксофонистом в оркестр Олега Лундстрема, бывшего корифеем советского джаза.


В 1983-м возвращается в Ленинград, где собирает новую группу – первоначально квартет, впоследствии разросшийся до квинтета. В составе биг-бэнда участвовал в фестивалях в Москве, Ленинграде и Риге. Как солист сотрудничал с группами «Аквариум» и . Участвовал в записях альбомов «Табу» и «Радио Африка» и записал соло для песни «Начальник Камчатки» .

С 1984-го возобновляет сотрудничество с Курехиным, регулярно играя на концертах необычного проекта «Поп-механика». Его отличительной чертой был непостоянный состав коллектива, в котором могли принять участие музыканты всех стилей и направлений. В разные годы в «Поп-механике» отмечались артисты из , «Аквариума», «Кино» и других. В 1996-м, со смертью Курехина, музыкальное «попурри» завершилось.


Тогда Бутман меняет альт-саксофон на тенор и становится участником московского ансамбля «Аллегро». Руководитель Николай Левиновский в разные годы привлекал к работе известных артистов: вокалиста Вячеслава Назарова, ударников Юрия Генбачева и Евгения Губермана.

В 1987-м Бутман завершает сотрудничество с «Аллегро» и переезжает в Америку для продолжения музыкального обучения. Становится студентом музыкального колледжа Беркли в Бостоне. О полученном образовании и опыте Игорь Михайлович вспоминал:

«Различия просто огромные. Методика преподавания отработана годами и дает блестящие результаты. В «Гнесинке» на эстрадно-джазовом отделении учатся 85 студентов, а в Беркли – 4 тыс. Почувствуйте разницу!».

Впоследствии среди целей артиста появился «импорт» такого уровня и стиля преподавания в Россию. В Штатах познакомился с ведущими джазменами страны: Гровером Уошингтоном, Пэтом Метини, Арчи Шеппом, отправился на гастроли с оркестром Лайонела Хэмптона. Некоторые американские коллеги участвовали в записи сольного альбома Бутмана.

Квартет Игоря Бутмана

Карьера артиста в США развивалась стремительно. Он принял участие в записи альбома Уошингтона, участвовал в составе его оркестра на фестивалях Нью-Йорка, Бостона, Массачусетса, выступал на престижной сцене легендарного джаз-клуба Blue Note. За выступление с квартетом Дейва Брубека получил похвалу в The Boston Globe:

«Наивысшая точка концерта наступила, когда Брубек пригласил на сцену молодого русского саксофониста. Красивый и струящийся тенор Бутмана добавил новое измерение к классическому “Турецкому рондо в стиле блюз”».

Он выступал сольно и в составе биг-бэндов, появлялся в культовых американских TV-шоу The Today Show и Good Morning America, получил статус международной звезды джаза. После возвращения в Россию Бутману удалось стать медиатором джазового сообщества двух стран: он поощрял культурный обмен, приглашал зарубежных коллег, участвовал в совместных фестивалях.


Дважды выступал в Кремле перед главами России и США: сначала в 1995-м, а затем в 2000-м. На обеих встречах Америку представлял , который, как известно, являлся большим поклонником саксофона. Американский президент был так впечатлен игрой Бутмана, что назвал его одним из величайших саксофонистов настоящего времени.

Также в интервью «Экспресс-газете» Игорь Михайлович рассказал, что Клинтон прислал посылку специй из Луизианы, которую пришлось лично забирать на таможне – пограничников очень заинтересовало «растительное содержимое» бандероли. В 2005 неутомимый Билл включил композицию Бутмана Nostalgie в собранную им подборку на CD «The Bill Clinton Collection: Selections from the Clinton Music Room».

Композиция Игоря Бутмана «Nostalgie»

В 1996 году артист вернулся в Россию и обосновался в Москве. В последующие годы собрал собственный оркестр «IgorButman Big Band» («Биг-бэнд Игоря Бутмана»), в который приглашаются ведущие музыканты России и зарубежья. В 1999-м открыл легендарный джазовый клуб Le Club, которым руководил до закрытия в 2006-м. «Реинкарнация» Le Club – «Джазовый клуб Игоря Бутмана» открылся на Чистых Прудах в 2007-м, а позже вновь переехал Таганку, вернувшись «к истокам». Заведение входит в список лучших джаз-клубов мира.

С 1998-го вел авторскую музыкальную программу «Джазофрения» на канале «Культура». Закончил сотрудничество с телеканалом в 2005 году. Параллельно артист записывал сольные альбомы и композиции в составе различных коллективов. Дискография неуклонно росла. Стал первым российским джазовым музыкантом, записавшим альбом в Universal Music Russia.

Игорь Бутман и Лариса Долина

Участвовал в проектах с певицей , актером . Самая известная коллаборация состоялась с артисткой в 2002-м. С совместной программой «Карнавал джаза» музыканты посетили российские и зарубежные города.

В 2003 году Бутман выступил на легендарной сцене Линкольн-Центра на открытии джазового сезона совместно с худруком Lincoln Center Jazz Orchestra Уинтоном Марсалисом, что стало одним из пиковых событий в карьере саксофониста. В то же время сотрудничал с живыми легендами музыки: , Джорджем Бенсоном, Элом Джерро.


Албена Денкова и Игорь Бутман в шоу «Ледниковый период»

В 2009-м презентовал звукозаписывающий лейбл Butman Music. С 2014-го совместно с организовывает ежегодный фестиваль «World Jazz Festival» в Риге, Латвия. Всего Бутман является сопродюсером свыше 10 джазовых мероприятий.

Артист участвовал в телевизионном проекте «Ледниковый период» в паре с чемпионкой мира , где пришлось отложить привычный музыкальный инструмент и встать на коньки. В 2018 году вновь появился в непривычном амплуа, став участником съемок популярного сериала «Реальные пацаны» на ТНТ. Правда, на этот раз с саксофоном расставаться не пришлось. Напротив, артист сыграл мелодию из заставки к шоу.

Личная жизнь

Личной жизнью артист делится с прессой. Например, в интервью «Экспресс газете» рассказал о внебрачном сыне Михаиле, с которым долгое время не общался. Первая жена музыканта, Айлин, была из США. В 1987-м пара поженилась, а уже в 1990 году союз распался.


Затем артист увлекся девушкой по имени Донн, которая родила сына Мишу в 1991-м. Мать лишила Бутмана прав на ребенка и не выходила на связь. Только когда мальчик повзрослел, Донн позволила биологическому отцу помочь с получением образования в университете. Тогда же состоялась первая встреча.

В 1995-м музыкант женился на модели Оксане, которая родила двоих детей: Даниила и Марка. В 2013 году пара развелась.

Игорь Бутман сейчас

Сейчас артист много гастролирует и выступает на разных площадках, появляется на телевидении. Вместе с пианистом-вундеркиндом Олегом Аккуратовым сыграл на шоу «Вечерний Ургант» на Первом канале.


На официальном сайте представлены концерты Бутмана, которые состоятся по всей стране: от Москвы до Владивостока расписаны на год вперед. Там же доступны последние фото и видео народного артиста России и участников биг-бэнда.

Дискография

  • 1988 – «Then and now»
  • 1994 – «Falling Out ‎»
  • 1997 – «First Night Swing» ‎
  • 1997 – «Nostalgie»
  • 2002 – «Once In Summer Weekend»
  • 2003 – «Prophecy»
  • 2007 – «Веселые истории»
  • 2008 – «Moondance»
  • 2011 – «Sheherazade’s tales»
  • 2013 – «Special opinion»
  • 2014 – «Igor Butman and friends»
  • 2016 – «Reflections»
  • 2017 – «Зимняя сказка»

Декабрь 2007 - Игорь Бутман выпускает альбом "Весёлые истории" на Sony/BMG Russia. Параллельно - международный релиз под названием "Magic Land" на Sony Classical! В записи приняли участие Чик Кориа (фортепиано), Джек ДеДжонетт (барабаны), Джон Патитуччи (контрабас), Стифон Харрис (вибрафон) и Рэнди Бреккер (труба)!
Эксклюзивное интервью с Игорем о работе над альбомом читайте в 8/9 выпуске журнала "Джаз.Ру" за 2007 г.!

Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. В 1976 г. поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона к замечательному музыканту и блестящему педагогу - Геннадию Гольштейну. Еще будучи студентом, Игорь начал играть в ансамбле Давида Голощекина. Приблизительно в это же время Игорь Бутман участвовал в концертах и записях "Популярной механики" Сергея Курехина, а также групп "Кино" и "Аквариум".
Первое признание джазовыми критиками Игорь получил в 1981 г. - в газете "Советская молодежь" был назван "Открытием года".
В 1983 г. он выступал в оркестре Олега Лундстрема - лучшем биг-бэнде СССР. В следующем году Игорь поменял альт-саксофон на тенор и был приглашен Николаем Левиновским в ансамбль "Аллегро", в котором играл вплоть до отъезда в Америку. В Советском Союзе - стране с населением более 300 млн человек - Игорь Бутман считался лучшим тенор-саксофонистом, занимая первое место по опросам джазовых критиков.
Когда в 26 лет Игорь приехал в Америку, он имел уже свой фан-клуб, образованный из самых знаменитых и уважаемых американских джазменов. Так еще в Советском Союзе, Игоря приглашали играть гастролирующие американские музыканты: Дейв Брубек, Чик Кориа, Пэт Мэтини, Гэри Бертон, Луис Беллсон и Гровер Вашингтон. В сентябре 1987 Игорь Бутман поступил в Berklee College of Music, где получил диплом по двум степеням: концертный саксофонист и композитор. Композиция "French Connection", написанная Игорем во время учебных занятий, понравилась Гроверу Вашингтону-мл., и он включил ее в свой альбом "Then & Now"(Colombia,1987), в записи которого Игорь принимал участие. Игорь Бутман выступал с ансамблем Гровера Вашингтона на многих джазовых фестивалях, а также в самом престижном джаз-клубе Blue Note в Нью-Йорке.
Карьера Игоря в Соединенных Штатах стремительно продолжалась. Он выступал со своей группой в ведущем джаз-клубе Бостона, играл с Патом Мэтини, Джо Ловано, Арти Шеппом, Рейчел Зи, а также - в качестве специально приглашенного солиста - с квартетами Билли Тейлора, Уолтера Дэвиса и с квинтетом Монти Александра. Известный актер/музыкант Майкл Мориарти пригласил Игоря в свой квинтет, результатом этого сотрудничества стал выход альбома "Live at Fat Tuesday" на DRG Records. Игорь Бутман принимал участие в самых популярных телевизионных программах Америки - "The Today Show" (CBS) и "Good Morning America" (ABC).
В 1989 г. Игорь Бутман переехал в Нью-Йорк, гастролировал с оркестром знаменитого виброфониста Лайонела Хэмптона. В 1993 г. на нью-йоркской фирме "Impromptu" вышел сольный альбом Игоря Бутмана "Falling Out" с участием пианиста Лайла Мэйса, контрабасиста Эдди Гомеза и барабанщика Марвина "Смитти" Смитта.
В 1992 г. Игорь впервые за время эмиграции выступил в Москве на международном джазовом фестивале. Английская компания B&W выпустила CD с записью этого выступления.
В мае 1995 г. Игорь Бутман был удостоен чести выступить в Грановитой Палате в Кремле перед президентами двух держав США и России - Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным.

"...В один из очередных визитов Ельцин захотел удивить "младшего американского брата". В Грановитой палате Кремля во время официального завтрака устроили концерт, пригласив туда лучшего саксофониста России, победителя международных конкурсов (Игоря Бутмана - прим.ред.) Специально для Клинтона он играл джазовые импровизации. Я смотрел на президента США и видел, как он блаженствовал от этой музыки. Мне показалось, что если он и любит в жизни что-то по-настоящему, то вовсе не политику, а игру на саксофоне. После концерта Клинтон подозвал саксофониста, тепло поблагодарил его, обняв за плечи. Видимо, лучшего подарка Биллу нельзя было придумать".
(А.Коржаков "Борис Ельцин: от рассвета до заката")

В декабре 1996 г. в Нью-Йорке Игорь Бутман продюсировал и участвовал в записи альбома "Блюз для четверых" петербургского пианиста Андрея Кондакова с участием контрабасиста Эдди Гомеза и барабанщика Ленни Уайта. В апреле следующего года состоялись гастроли этого квартета по городам России, итогом которых стал релиз альбома "Джаз для четверых" на фирме "Союз" осенью 1997 г.
В 1997 и 1998 гг. Игорь Бутман был продюсером и организатором Независимых джазовых фестивалей в Москве, в которых соединил российских музыкантов с американскими в самых разных сочетаниях. Газета "Коммерсант-Daily" писала: "Игорю Бутману в одиночку удалось то, на что оказались не способны ни старые творческие союзы, ни новые ассоциации и джаз-клубы. А именно: наладить регулярный творческий обмен между московскими и нью-йоркскими джазовыми кругами".
Особенно порадовал поклонников Игоря выход нового сольного альбома "Ностальгия", записанный на RPM Studio в Нью-Йорке и выпущенный на фирме "Союз" в августе 1997г., который сразу стал лидером среди продаж джазовых СD.
Московская Асоциация джазовых журналистов назвала Игоря Бутмана лауреатом премии "Джаз`Ухо" за 1997г. в номинации "Человек года".
В 1998 г. на лейбле Boheme Music вышел альбом "Four Brothers" с участием Игоря Бутмана, его брата Олега Бутмана (барабаны) и победителей Международного джазового конкурса в Бельгии братьев Ивановых - Михаила (рояль) и Андрея (контрабас).
В марте 1999 года Игорь Бутман организовал свой джазовый оркестр (Igor Butman Big Band), в котором играют лучшие музыканты не только Москвы, но и России. Аранжировщиком и дирижером биг бэнда является Виталий Долгов. Биг-бэнд Игоря Бутмана играет каждый понедельник в московском джазовом клубе Le Club, а также много гастролирует в России и за рубежом.
В июне 2000 года Игорь Бутман играл для Президента России Владимира Путина и президента США Билла Клинтона, который назвал Игоря Бутмана "самым великим джазовым саксофонистом из ныне живущих".
В феврале 2002 года на сцене концертного зала "Россия" Игорь Бутман представил грандиозный гала-концерт "Триумф джаза" с участием своего биг-бэнда и звезд мирового джаза - Джо Ловано, Рэнди Бреккера, Билли Кобэма, Ди Ди Бриджуотер, Кевина Махогани, Гэри Бертона, Тутса Тилеманса, Элвина Джонса.
Весной 2002 года певица Лариса Долина вместе с биг-бэндом Игоря Бутмана создала концертную программу "Карнавал джаза", которая с аншлагами прошла в Москве в концертном зале "Россия", а также в городах Израиля, Латвии, Украины, Белоруссии и России.
Игорь Бутман играл в качестве приглашенного солиста с такими гастролирующими музыкантами, как Джордж Бенсон, Рэй Чарльз, Уинтон Марсалис.
Игорь Бутман неоднократно выступал и записывал музыку вместе с альтистом Юрием Башметом и его оркестром "Солисты Москвы" в России, Италии, Франции. Вместе они создали видеоклип на музыку "Вокализа" Рахманинова. Предыдущий видеоклип Игоря Бутмана "Ностальгия" (2001) занял второе место в хит-параде канадского телевидения Bravo!Canada.
По приглашению режиссера и актера Михаила Козакова Игорь Бутман играет вместе с ним в "Пьесе для Голоса и Саксофона "Иосиф Бродский". Игорем была также написана музыка к спектаклю "Играем Стриндберг-блюз", в котором он принимает участие вместе со своим квартетом.
Игорь Бутман - артистический директор джазового клуба Le Club, который американский журнал "Down Beat" включил в число ста лучших джазовых клубов мира. Игорь Бутман также ведет телепрограмму "Джазофрения" на канале "Культура".
Журнал "Афиша" включил Игоря Бутмана в число 12 российских музыкантов, "которые определяют состояние музыки в стране".

Член партии «Единая Россия» с 2008 года , член Высшего совета «Единой России» .

Арт-директор московских джазовых клубов - «Джаз Клуб Игоря Бутмана на Таганке» и «Джаз Клуб Игоря Бутмана на Полянке» , продюсер 11 международных фестивалей, среди которых «Триумф Джаза » , «Sochi Jazz Festival » и другие, владелец российско-американского джазового лейбла Butman Music . В 2012 году возглавил Московский джазовый оркестр .

В конце 1978 собрал из студентов училища свой первый квартет (Волков, Рахильсон, Глонти), который произвёл сенсацию первым же своим выступлением в клубе «Квадрат» в феврале 1979 года. Позже они играли на открытии сезона в «Квадрате» (октябрь 1979). На протяжении следующего года Бутман выступал как соло, так и с биг-бэндом училища и иногда джемовал в «Квадрате». В апреле 1981 года с квинтетом Сергея Курёхина Бутман принял участие в «Весенних концертах нового джаза» Клуба современной музыки Ефима Барбана и Алика Кана .

В 1981 году, окончив училище, Игорь занял пост альт-саксофониста в джазовом ансамбле Давида Голощёкина, а через год получил приглашение из Москвы, став первым альтом в оркестре Олега Лундстрема .

Отработав у Лундстрема два года, Игорь Бутман вернулся в Ленинград и собрал свой квартет, в который вошли Александр Беренсон (экс-«Лесной проспект»), труба; Дмитрий Колесник, контрабас, и Евгений Губерман (экс-«Мания», «Стая», «Аквариум », «Зарок» и др.), барабаны. На очередных «Весенних концертах» с ними выступил гитарист Александр Пумпян (экс-«Фрам»), а после того как в его ряды влился пианист Евгений Маслов, квартет превратился в квинтет .

В 1983-1985 годах квинтет Бутмана выступал на фестивалях в Москве, Риге и на трех «Осенних ритмах» в Ленинграде. В те же годы Игорь Бутман принимал участие в записи альбомов «Аквариума » «Табу » (1982) и «Радио Африка » (1983), а также сыграл соло в песне «Троллейбус » на альбоме «Кино » «Начальник Камчатки » (1984). С весны 1984 он регулярно участвовал в концертах группы «Поп-механика » .

В декабре 1984 года Бутман вновь уехал в Москву: его и Евгения Губермана пригласил в свое «Аллегро» известный московский пианист Николай Левиновский . Именно тогда Игорь сменил альт на тенор-саксофон .

В 1987 музыкант покинул «Аллегро» и отправился повышать своё образование в США. Он поступил в престижный музыкальный колледж Беркли в Бостоне, а два года спустя окончил его, получив диплом как концертный пианист и композитор. В те же годы состоялось знакомство Игоря Бутмана с американским саксофонистом Гровером Уошингтоном. Помимо Уошингтона, Игорь выступал на сцене с Пэтом Метини , Эдди Гомезом, Арчи Шеппом , Монти Элекзандером и др. В 1989 году Бутман переехал из Бостона в Нью-Йорк, начал играть со своим ансамблем в местных клубах, а также совершил европейское турне в составе оркестра Лайонела Хэмптона .

Первое за время эмиграции выступление Бутмана в России состоялось в 1992 году в Москве на международном джазовом фестивале. В 1993 году вышел сольный альбом Бутмана, участие в котором приняли пианист Лайл Мэйс, контрабасист Эдди Гомез и барабанщик Марвин «Смитти» Смитт. В мае 1995 года Игорь Бутман выступил в Кремле перед американским президентом Биллом Клинтоном . Годом позже музыкант покинул США и поселился в Москве .

В декабре 1996 года в Нью-Йорке Игорь Бутман спродюсировал альбом пианиста Андрея Кондакова «Блюз для четверых». Помимо них в записи приняли участие контрабасист Эдди Гомез и барабанщик Ленни Уайт. В апреле следующего года состоялось турне квартета по городам России. В 1997-1998 годах в Москве по инициативе Бутмана проходили независимые джазовые фестивали. Участие в них принимали российские и американские джазмены. Игорь Бутман также открыл джазовый клуб при Театре на Таганке и устраивал гастроли в России таких исполнителей, как Рэнди Брекер, Билли Кобэм , Пол Болленбек и т. д .

В 1997 году Бутман выпустил альбом «Ностальгия», годом позже отметился на альбоме «Волков Трио» «Намного лучше », а в марте 1998 года собрал свой биг-бэнд . Биг-бэнд неоднократно выступал в Карнеги-Холле , Линкольн-Центре , легендарном джазовом клубе «Birdland» и других не менее престижных концертных площадках мира. Одновременно с биг-бэндом в 1999 году возник также Квартет Игоря Бутмана в составе: Игорь Бутман (саксофон), Антон Баронин (фортепиано), Виталий Соломонов (контрабас), Эдуард Зизак (барабаны), который сразу же нарекли «торговой маркой» российского джаза. В июне 2000 года ансамбль выступил в Кремле перед лидерами двух стран - Президентом США Биллом Клинтоном и Президентом России Владимиром Путиным . В июне 2002 года - перед Председателем КНР Цзян Цзэминем .

Сенсацией для всего джазового мира стало совместное выступление в сентябре 2003 года Биг-бэнда Игоря Бутмана и Lincoln Center Jazz Orchestra под управлением Уинтона Марсалиса на открытии джазового сезона в Линкольн-Центре в Нью-Йорке. В том же году был создан первый альбом Биг-бэнда «Eternal Triangle» («Вечный треугольник») с участием знаменитого американского трубача Рэнди Брекера.

Лауреат премии «Человек года» Федерации еврейских общин России (2005). В 2006 году был удостоен почётного звания «Заслуженный артист Ингушетии».

В 2009 году создаёт свой звукозаписывающий лейбл «Butman Music», презентация которого прошла в «Московском доме музыки ». На концерте был представлен альбом Биг-бэнда Игоря Бутмана «Moscow @ 3 am».

Известный российский джазовый музыкант и композитор, Народный артист России, арт-директор московских джазовых клубов - «Джаз Клуб Игоря Бутмана на Таганке» и «Джаз Клуб Игоря Бутмана на Полянке», продюсер международных фестивалей «Триумф Джаза» и «Акваджаз».

Игорь Бутман. Биография

Игорь Михайлович Бутман родился в Ленинграде, где окончил музыкальную школу и музыкальное училище имени Мусоргского по классу кларнета. Еще студентом Бутман освоил саксофон, и по окончании музучилища в 1978 году стал играть на этом инструменте в ансамбле Давида Голощекина .

Брат Игоря Олег Бутман также нашел себя в музыке и начинал свою карьеру с балалайки. Но по просьбе брата он сменил свой музыкальный профиль и окончил училище им. Мусоргского по классу ударных - Игорю Бутману потребовался барабанщик в музыкальный коллектив.

Игорь Бутман. Творческий путь

В начале 1980 годов Бутман выступал в проекте Сергея Курехина "Поп-механика ", принимал участие в записи альбомов легендарных питерских рок-групп "Аквариум " и "Кино ".

В 1981 году Игорь Бутман был назван «Открытием года» газетой "Советская молодежь ".

С 1983 года играл в составе биг-бэнда Олега Лундстрема , затем - в оркестре Николая Левиновского .

В 1987 году музыкант уехал в США, где, окончив Музыкальный колледж Беркли в Бостоне по специальностям «концертный саксофонист» и «композитор», несколько лет выступал в составе оркестра Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton).

В 1996 году Бутман вернулся на родину и в 1999 году организовал два джазовых коллектива - Квартет Игоря Бутмана и собственный биг-бэнд. Выступления оркестра Бутмана проходили по всей России и за рубежом, в его сопровождении играли лучшие джазовые музыканты мира.

Бутман не только играет джаз, он является страстным пропагандистом этого музыкального направления: он создал звукозаписывающий лейбл Butman Music , специализирующийся на выпуске записей джазовых исполнителей, организовал и успешно проводит джазовый фестиваль « Триумф Джаза» , был ведущим программы « Джазофрения» на канале « Культура» .

С 2014 года вместе с композитором Аркадием Укупником является организатором ежегодного джазового фестиваля «World Jazz Festival» в Риге.

В 2015 году Игорь Бутман принял участие в первом сезоне Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица».

В 2004 году Игорь Бутман был удостоен Государственной Премии Российской Федерации в области литературы и искусства «за выдающийся вклад в развитие музыки», а в 2011 году был удостоен звания «Народный артист РФ»

Игорь Бутман. Политическая деятельность

Игорь Бутман является членом партии «Единая Россия» с 2008 года. Свой выбор политической партии Бутман объяснил так:

Допускаю, «Единой России» не так и много проку от саксофониста, но я искренне хочу быть в меру сил полезным нашей стране. Извините за громкие слова. Если ресурс партии способен помочь в достижении цели, почему бы им не воспользоваться?

Саксофонист впервые откровенно рассказал о своих женщинах

В «Википедии» о личной жизни Игоря БУТМАНА сказано кратко: первый брак с американкой Айлин, второй - с моделью и дизайнером Оксаной, родившей ему двоих сыновей. Шесть месяцев назад жена джазового музыканта заявила, что «жить с Бутманом невыносимо», поэтому собирается через 18 лет брака разводиться. В интервью «Экспресс газете» Игорь впервые сам рассказал о любимых женщинах и о том, почему долгие годы не общался с внебрачным сыном.

Я встретилась с Игорем Бутманом в его офисе в центре Москвы. Поскольку музыкант в молодости играл в юношеской хоккейной сборной, а сейчас продолжает гонять шайбу в команде ветеранов, вначале мы обсудили провал нашей сборной по хоккею на Олимпиаде.
- Я доволен сборной, но не результатом, - поделился Бутман. - Это два разных понятия: команда и хоккеисты. Тренер Билялетдинов не все сделал, чтобы команда победила. Ребята играли хорошо, но затем началось давление со стороны болельщиков и прессы.

Почему в советское время в хоккее существовала «красная машина», а сейчас ее нет? Может, патриотизма не хватает, а в головах игроков одни деньги?
- В СССР игроки тоже хорошо зарабатывали, ездили на «Волгах», были очень популярны. Сейчас, если не хотите, не приглашайте хоккеистов-миллионеров. Тут другое: зачем Билялетдинов поставил Овечкина на место защитника?! Саша должен играть на левом краю, потому что он оттуда забивает шайбы.
- Почему вы стали музыкантом, а не хоккеистом, ведь в детстве увлекались спортом и играли на фортепиано?
- Мой хоккейный тренер Евгений Серебряков не увидел во мне сильного игрока, и, может, именно он направил меня в музыку. Тренер похвалил меня только один раз за хороший пас.
- За ветеранов вы играли с Владимиром Путиным. Расскажите, каков президент на льду?
- В день инаугурации Владимир Владимирович после присяги приехал на праздник хоккея. Меня определили играть с ним в одну пятерку. В третьем периоде я был на правом краю, а Владимир Владимирович в позиции центрального нападающего. Он встал на коньки в достаточно солидном возрасте. Надо отдать ему должное: у него получается бросать шайбу в дальний угол ворот. Он забил один гол и дал мне великолепный пас, с которого я забил еще один. Когда ты слышишь: «Игорь Бутман забросил шайбу с подачи Владимира Путина», это звучит, как будто тебя награждают олимпийской медалью.

Купил штаны за границей

- В 60-е джаз у нас в стране считался буржуазным искусством, музыканты подвергались гонениям...
- Когда я стал заниматься джазом, запреты были сняты. А вот мой отец Михаил Бутман рассказывал, что, когда он сыграл на рояле «Караван» композитора Айвазяна, его педагог возмутился: «Прекратите играть этот джаз!» - и, хлопнув крышкой рояля, чуть не отбил папе пальцы. Мне повезло: уже были открыты джазовые отделения в училищах, консерваториях. Впрочем, и в мои годы мы даже не мечтали о встрече с западными музыкантами.
- Наверное, и первый саксофон с трудом приобрели?
- Смешно вспоминать. Для саксофона нужны трости, мы их из камыша вырезали или выпрашивали у шведов. Хорошо, что я умел просить. А первый саксофон немецкой марки «Вельткланг» купил за 200 рублей.

- Расскажите о первой поездке на Запад. Что купили?
- Моя первая поездка была в Лейпциг. Естественно, без жены. С собой было 500 рублей. Это две-три зарплаты советского человека. Купил себе модные штаны, хорошее нижнее белье, сапоги, кожаные галстуки на продажу. Написали, что устроители фестиваля относились к нам плохо. Неправда. Я играл с разными выдающимися музыкантами, например с Александром фон Шлиппенбахом. Конечно, мы не высыпались и старались взять от жизни все.

Вечером играли, а днем покупали товары. В Лейпциге я впервые попробовал сардельки с пивом и горчицу. До 23 лет я ее не ел. Еще маслины и оливки не любил. В нашей столовой в Питере, которая называлась «тошниловка на Литейном», мы ели солянку, из которой я всегда вынимал маслины.

- Вы сделали смелый шаг и женились на иностранке... - Я встретил студентку из США Айлин. Свадьбу справили в гостинице «Белград», я как раз ушел из группы «Аллегро» - они поняли, что лучше не держать музыканта, женившегося на американке.
- И вы уехали в Штаты, оставив родину.
- Потому что не хотел стр оить коммунизм. Я был пионером, точно не антикоммунистом. Мне не нравилось вранье, звучавшее из телевизора. Твердили про перевыполненные планы по надоям молока, выращиванию скота, а мяса в магазинах было не купить - только через знакомых дядю Фиму, Симу... С появлением радиоприемника мы стали слушать «Голос Америки», где нам рассказывали совсем другую правду. Люди перестали верить в собственный строй. Ленин не вызывал сомнений, но не Сталин. Развенчивание культа Сталина Хрущевым сыграло плохую роль. Люди были частью той системы и вдруг сами же ее предали. В умах людей появились сомнения: верить руководству нельзя. Это вызвало реакцию - многие стали уезжать. Я видел маразм того, что происходит в стране, - бюрократия, власть блата. Люди, которые хотели что-то улучшить, поняли, что это невозможно. Музыка в СССР тоже находилась на примитивном уровне. На фоне Дина Риданаши поющие по стойке смирно артисты выглядели смешно.
- Как вам жилось на чужбине?
- Жена работала секретарем у адвоката, неплохо получала. Мы жили достаточно скромно в квартире втроем. Наш сосед Марк когда-то был женихом моей супруги, правда, я узнал об этом лишь годы спустя. Меня не смущало соседство экс-жениха, поскольку их отношения закончились задолго до встречи со мной. В браке с Айлин я прожил три года - в 90-м мы развелись. Чувства к тому времени ушли, мы постоянно ругались. Признаюсь, у меня появилась в Штатах другая девушка - Донн, которая родила сына Мишу. Ему сейчас 23. Когда я вернулся в Россию, отношения прекратились. Он актер и танцор, учится в Филадельфии в Институте искусств. У него двойная фамилия - матери и отчима. Дело в том, что Донн забрала у меня права на него, хотя я записан как отец. Мы долго с Мишей не общались, но однажды я написал письмо: «Если вам нужна помощь, я готов...» Донн приняла мою помощь. У них не было возможности отправить Мишу в институт, и я им посодействовал. Миша, к сожалению, не говорит по-русски. Меня скрывали от него, он увидел меня, когда я приехал в Штаты и потребовал встречи. Сложно, конечно: я больше головой, чем сердцем понимаю, что он - мой сын.
- Почему вы вернулись?
- Не могу сказать, что я не прижился в Штатах. Если бы я стал там суперзвездой, не знаю, вернулся бы или нет.
В один из первых моих приездов в Россию я познакомился с Оксаной, которая стала моей третьей супругой. Она работала в банке и была моделью. В 1995 году мы сыграли пышную свадьбу в Москве . Кроме того что сложилась личная жизнь, я увидел: Россия - уже другая страна. Если бы ничего не изменилось, я бы не приехал. К тому же у меня появились друзья, которые помогли мне с выступлениями на российских джаз-фестивалях. Но не скрою, что в 1996 году мы с Оксаной готовились уехать в США. Однако, поскольку в Штатах у меня был только вид на жительство, Оксане требовалась виза. Но ее не дали. Она, конечно, очень расстроилась. Пока я ждал получения гражданства, прошло два года.
- И вы решили остаться в России?
- Вернуться в Америку после перерыва сложно. Встали банальные вопросы: есть ли смысл начинать сначала? Ходить по русским ресторанам и предлагать свои записи? Из России ты сегодня можешь ездить куда угодно. Степень уважения к Москве и Нью-Йорку в мире одинакова. Сейчас на мировом рынке русские музыканты начали котироваться. Наш оркестр - один из самых гастролирующих в мире. На семейном совете с Оксаной мы решили остаться. Родили двоих сыновей, купили дом.

Клинтон прислал «дурь»

- Дети не пошли по вашим стопам?
- Даниил учится в Англии, он математик, поступил сразу в несколько университетов. Младший, возможно, станет музыкантом.
- Вы выступали перед тогдашними президентами России Борисом Ельциным и США Биллом Клинтоном. Остались памятные подарки?
- Клинтон, кроме благодарственного письма, послал мне посылкой специи из Луизианы. Пришлось ехать на таможню лично, чтобы их забрать. Причем их не хотели выдавать - думали, наркотики. Хорошо, что один таможенник меня узнал. От Ельцина на память остались часы и благодарственное письмо. Часы он мне лично вручил после моего выступления на его 75-летии.
- Вы, как человек с двумя гражданствами - российским и американским, что думаете по поводу ситуации с Крымом?
- Когда во времена СССР Крым передали Украине, американцы не возмущались. Сегодня у американцев нет понимания, что происходит в России. Что есть на Украине абсолютно русские города, где наш язык должен считаться равноправным с украинским. Украина доведена до отчаяния неумелым руководством. Степана Бандеру делают героем, хотя он убил массу людей. При этом сносят памятники Ленину и Воину-освободителю.
- Извините, опять спрошу о личном. Слышала, что ваша супруга Оксана заявила, мол, разводится с вами, так как жить с Бутманом невозможно.
- Оксана сказала это в сердцах, в панике. Мало ли что она заявила. Да, мы действительно живем раздельно. Я съехал из нашей квартиры, живу большую часть времени в офисе. Тут все есть: телевизор, диван, музыкальная аппаратура. В нашей ссоре виноват я, поскольку у меня невыносимый характер. Я в какой-то степени повторяю историю моих родителей, которые любили друг друга до последнего дня, но после долгих лет брака вдруг развелись. При этом папа все время говорил, что любит маму, а мама - папу. Мне, с одной стороны, сейчас тяжело, а с другой - легко.
- Оксана не препятствует вашим встречам с сыновьями?
- С детьми общаюсь. В марте брал обоих сыновей в Сочи. Старший удивляется, что мы так долго с его матерью прожили. Младший переживает. Надеюсь, мы с Оксаной все же помиримся. Я ее по-настоящему люблю.

 


Читайте:



Картофель с опятами в духовке

Картофель с опятами в духовке

С приходом осени на наших столах наиболее часто появляются разнообразные блюда, одним из ингредиентов которых являются опята. Почему именно осенью?...

Как приготовить варенье из ранеток дольками

Как приготовить варенье из ранеток дольками

Не знаете, что такое ранетки? Это маленькие яблочки, которые вызывают интерес своим нестандартным видом не только у детей, но и взрослых. Эти...

Рецепт тушеной капусты с индейкой Приготовить филе индейки с капустой

Рецепт тушеной капусты с индейкой Приготовить филе индейки с капустой

Сегодня нужно было быстренько соорудить что-нибудь вкусное с низким содержанием холестерина, маму недавно выписали из больницы и строго велели...

Толкование карт Таро: значение Туза Жезлов

Толкование карт Таро: значение Туза Жезлов

Туз Жезлов Таро (скипетров) - это карта социального спектра. Она никогда не указывает на чувства или переживания гадающего. Толкование чаще всего...

feed-image RSS