Главная - Пол
Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности. Логопедическое подгрупповое занятие по восстановлению нарушений понимания логико-грамматических конструкций при семантической афазии Конспект занятия с
. Впрочем, иногда даже понимание речи может быть условным, ситуативным.

Вы расстроены, не знаете, как помочь близкому человеку. Что же предпринять в первую очередь?

Прежде всего, давайте выясним, что же такое . А потом определим приемы и упражнения, которые помогут вашему родственнику восстановить речь.

Главное – не паниковать, даже при тяжелом поражении коры головного мозга восстановление речи возможно. Это вы должны внушать своим спокойствием и уверенностью, что знаете КАК помочь и обязательно поможете. А для этого вы должны собрать информацию о том, что за недуг постиг вашего родственника и как вы сможете помочь ему вернуть речь!

Постараюсь четко и понятно изложить суть вопроса. А потом перечислить основные пути лечения моторной афазии.

Итак, делает человека неспособным произвольно (по собственному желанию) произнести отдельные звуки речи или слова (серию звуков, собранных в слово).

Строго говоря, моторная афазия делится на 2 вида, в зависимости от зоны поражения:

    Афферентная моторная афазия;

    Эфферентная моторная афазия .

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны мозга (нижнетеменных отделов левой гемисферы).

Главная проблема для таких больных - невозможность (или огромная сложность) по собственному желанию произнести отдельные звуки речи.

Человек не может совершить по заданию движения губами и языком, воспроизвести определенный звук речи, больной ищет правильную позу языка, губ, зубов, но эти органы его не слушаются и звук произнести не получается. Хотя непроизвольно, спонтанно – артикуляционные движения или звуки речи им доступны. Чаще всего в речи больного присутствует – эмоциональное слово или краткое восклицание - словосочетание, которое человек использовал часто до заболевания. Это может быть имя близкого родственника, ругательство или такие эмоциональные слова, как «вот – вот», «мне», «ай яй яй», «ну и ну» и т.п.. Понимание речи страдает вторично, нарушается чтение и письмо.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении заднее-лобных отделов коры (нижних отделов премоторной зоны). Эта зона обеспечивает возможность слияния отдельных артикуляционных поз (и, следовательно, произносимых звуков) в слова.

Основным проявлением эфферентной моторной афазии является трудность в переключении от одного звука к другому в процессе произнесения слова и фразы. Речь больного как бы «разорванная», появляются застревание на каком-то слоге и повторение слогов или слов - так называемые речевые персеверации («ли ли ли» вместо «лиса»), скандированная речь («к о ш к а» вместо «кошка», «хо ро шо» вместо «хорошо»). При легком или средней тяжести поражении могут быть аграмматизмы по типу телеграфного стиля. Понимание чужой речи может быть ограничено - персеверации мешают полноценному пониманию. Нарушается чтение и письмо, больному доступно глобальное, реже - угадывающее или послоговое чтение.

Моторная афазия может проявляться по афферентному, эфферентному или смешанному типу – в зависимости от того, какие зоны коры были нарушены и какова тяжесть последствий такого нарушения.

Какие же шаги вы должны предпринять, чтобы помочь близкому человеку общаться.

Упражнения для коррекции моторной аффазии

Общение с больным

    Не впадайте в панику, если в первые дни после инсульта у вашего родственника наступает «тотальная афазия» - он вообще не говорит и не понимает речь. Такая тотальная афазия через несколько дней отступить или смениться грубой моторной или сенсорной афазией, а это даст шансы к восстановлению речи.

    Важная составляющая вашего поведения – уверенность в последующем улучшении состояния больного. Больного очень пугает и расстраивает его состояние, значит вы должны транслировать спокойствие и уверенность в том, что речь восстановится, но будет лишь приложить усилия.

    Знайте, что нарушение речи больного не связано с нарушением интеллекта. Страдающий афазией не «поглупел», не стал плохо слышать. Пострадала только речь: возможность говорить звуки и соединять их в слова, иногда даже понимать сложные речевые высказывания – что они значат. Вы должны разговаривать спокойно, четко, не громким голосом. Не стремитесь все сказать за больного сами – дайте возможность высказаться, но если больной застрял на каком-то слове или звуке и никак не может сформулировать желаемое – мягко отвлеките.

Восстановление речи:

    Приучайте больного к ежедневным речевым занятиям , дозируя время: от 10-15 минут в первые дни и недели после заболевания, доводя в последствии до 30 -40 минут. Когда будете предлагать печатный текст или картинки, следите, чтобы буквы были не совсем мелкими, а картинки узнаваемыми – мелкий шрифт, стилизованные мелкие изображения будут трудны для восприятия.

    Если наблюдаются нарушения в движении ведущей руки (особенно тонких движений пальцев) и трудности в глотании – необходимо выполнять специальную гимнастику и массажные упражнения, которые можно посмотреть в статьях восстановление руки после инсульта , восстановление глотания и артикуляции после инсульта , а так же более подробно в видеоуроках.

    Как можно ранее необходимо начать повторять с больным автоматизированные речевые ряды : дни недели, месяцы, времена года, счет от 1 до 10 (от 1 до 20 … и т.д.), пословицы, поговорки, петь знакомые песни, которые знал и любил ваш близкий и побуждать его договаривать или полностью проговаривать эти ряды. Эмбол (как правило он имеется в речи больных с моторной афазией) старайтесь включать в речь, но не делайте на него ставку, не провоцируйте застревание на речевом эмболе («ну ну ну – нужен», «ба ба ба – тру-ба». Рассматривайте семейные альбомы и просите показать, назвать имена знакомых и родственников. Это важный этап, с которого необходимо начинать восстановление речи у пациентов с моторной афазией. Если моторная афазия выражена по эфферентному типу – отбивайте ритм одновременно с повторением слов, пусть пациент «простукивает» слова по слогам и одновременно старается их произнести: лож – ка, мо – ло – ко… Или вы начинаете слово, а больной простукивает и договаривает последний слог: «кол – ба – СА».

    Просим отвечать на вопросы одним словом «да», «нет» или утвердительным/отрицательным жестом: «Ты покушал»?, «Ты спал?» Еще один вариант вопросов -провакационные вопросы: «Ты живешь в Америке?», «Ты живешь в России?», «Ты живешь на Луне?», «Тебя зовут Петр Иванович?», «Тебя зовут Игорь Степанович?»… Затем задаем вопросы, ответ на которые провоцирует сказать отдельные слова, употребляемые в вопросе: «Ты хочешь суп?» Ответы: «Хочу», «буду», «знаю»…

    Просим показать предметы в окружающей обстановке и их изображения на картинках, побуждаем назвать. Это должны быть знакомые предметы из серии «продукты», «посуда», «мебель», «одежда», предметы из профессиональных интересов человека или его хобби. Играйте в (используйте детские предметные лото, домино).

    Если некоторые слова уже доступны, вызываем простой диалог на бытовые темы, начинаем вводить в речь больного глаголы . Задаем вопросы и помогаем сформулировать ответы фразой, включая в нее глаголы. Как только речь начала восстанавливаться – бросайте автоматизированные ряды и сразу же переходите к употреблению глаголов! Провоцируйте употребление слов-действий: «Что ты будешь делать?» - «Буду кушать суп!» «На стуле что делают?» - «На стуле сидят» «Ты устал, тебе нужно сейчас что сделать?» - «Мне надо отдохнуть. Я буду спать» «Расческой что делают?» - «Расчесывают волосы».

    Одновременно с появлением возможности сказать слова – подключаем упражнения в глобальном чтении (чтении целым словом, когда образ слова угадывается целиком, а не побуквенно). Мы просим больного подложить надписи к нескольким картинкам знакомых обиходных предметов. Следующее упражнение: прочесть и переписать (с вашей помощью) знакомые слова. Если ведущая правая рука совершенно неподвижна, учим писать левой рукой. Убеждайте больного, что это возможно и совсем не сложно, хотя и непривычно, у него получится отлично писать левой рукой, надо только постараться. В дальнейшем (при успешном восстановлении глобального чтения) даем упражнения на восстановление аналитического чтения: назвать букву, написать букву, составить из слогов слово, составить из букв слово, из слов составить предложение, вставить в слово пропущенный слог или букву. Купите букварь или азбуку, можно предложить озвученный плакат «говорящий букварь» (такие выпускаются для детей) и тренируйте в узнавании, чтении букв.

    При эфферентной афазии необходимо вести особую работу по выработке умения переключаться с одного звука на другой, сливать слова в слоги. Затем - тренироваться произносить слова сначала с простой слоговой структурой (коза, кот, радуга), а затем подключать более сложные слова (кнут, рецепт, галстук). Так же при эфферентной афазии необходимо делать акцент на восстановление ритмической структуры слов, тренируясь в делении слов на слоги, выделении ударного слога, ритмизированном отстукивании, охтлопывании слов, подборе похожих по звуко-ритмической структуре слов.

    Еще одно направление – восстановление счетных операций. Предложите больному решить простой пример в пределах 5, 10 на сложение, вычитание (2 + 3) =…. (3 – 2) = … (5 + 4) =… Постепенно увеличивайте разрядность (в пределах 10, в пределах 20, 30, 100) и включайте умножение, деление.

    Далее уже проводятся упражнения по восстановлению фразовой речи : составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и пересказ фраз и предложений в букваре, книге. Очень хорошо использовать отрывки из знакомых по школьной программе произведений, которые больной мог помнить наизусть – их можно распечатать и читать, переписывать отдельные предложения. Одновременно включаем в речь антонимы (один дом высокий, а другой наоборот низкий), обобщения (кошка, собака, корова – домашние животные), синонимы (смелый, храбрый). Предлагаем упражнения на словоизменение (стул без чего - без ножки), словообразование(это чей хвост - кошачий хвост). Можно воспользоваться настольными детскими играми.

    Если речь хорошо восстанавливается, переходим к более сложным заданиям, например составление рассказа по картинкам, пересказам, объяснениям пословиц и поговорок. Выполняются задания по коррекции дисграфии (особое внимание уделяется устранению аграмматизма), хорошо использовать тетради для школьников с дисграфией, адаптируя задания к вашему пациенту.

Конспект индивидуального логопедического занятия при сенсорной афазии (средней и лёгкой формы)

Цель: Восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи.
Задачи:
1. Растормаживание функций артикуляционного аппарата;
2. Восстановление слухоречевой памяти;
3. Восстановление понимания сложных логико-грамматических оборотов речи, в которых употребляются предлоги;
4. Расширение словарного запаса;
5. Развитие речевого мышления.
Оборудование: зеркало, карточки с заданиями, карточка с предлогами.

Ход занятия:

Организационный момент. Объявление плана занятия.
1. Выполнение артикуляционной гимнастики:
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4.Чередование положений губ.
Заборчик - Улыбка - Хоботок.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Надуть обе щёки.
3. Втянуть щёки.
Упражнения для языка
1. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
2. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Основная часть
2. Прослушать предложение, ответить коротко на вопросы:
«Четыре дня моторное рыболовное судно носилось по бушующему морю без пищи и воды.»
Вопросы:
1. Что делало судно?
2. Какое было судно?
3. Сколько дней носилось судно по морю?
4. Какое было море?
5. Без чего было судно?
3. Вставьте пропущенные предлоги:
…саду росли вишни и сливы.
Лампа висит …..столом.
….окне лежал рыжий пушистый кот.
Мы подошли …..дому, который стоял …..высоком холме.
Листья …….деревьев опали, ….лугах побурела трава.
…. широкой дороге ехала голубая машина.
…..беседки расцвёл куст жасмина.
…….кустов выскочил заяц и бросился бежать…… росистому лугу.
4.Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно:
Машина переехала от дома.
Солнце освещается землёй.
Мальчик набросил удочку.
Ключ открывается замком.
Лес поднимается над самолётом.
Зимой нападает много осадков.
5.Объясните словосочетания:
развесить уши, смотреть сквозь пальцев, повесить нос; расшатать здоровье; завоевать уважение.
6.Ответьте на вопросы.
Дайте полный развёрнутый ответ:
-Для чего нужны книги?
-Для чего нужны театры?
-Для чего нужны ателье?
7.В пословицах пропущены слова большой, маленький. Вставьте эти слова.

Пенёк опрокидывает........................................ воз.

Крючком................ ..............рыбу не выудишь.

Дело лучше........................................... безделья.

Подведение итогов занятия. Вспомнить все задания, которые выполняли. Что понравилось, что удалось, какие трудности встретились.

С.П.Федорова логопед КГБУЗ «Городская больница №7» г. Комсомольск-на-Амуре

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница №7».

Логопедическое подгрупповое занятие

по восстановлению нарушений понимания логико-грамматических конструкций при семантической афазии.

Тип занятия :восстановление и систематизации знаний.

Цель занятия :восстановление восприятия глубинного смысла высказывания, сопровождающееся зрительно-пространственными трудностями.

Задачи занятия:

    личностные УУД - дать собственную оценку заданию.

    регулятивные УУД - проблемные вопросы, сравнить результат.

    коммуникативные УУД - работа в паре, группе.

    познавательные УУД - анализ задания, синтез.

    Конспект занятия

Организационная информация

Тема занятия

«Преодоление нарушений зрительно-пространственногогнозиса».

логопедия

Группа

Группа пациентов с семантической афазией средней степени тяжести (дефекты симультанного гнозиса инарушение зрительно-пространственного восприятия).

Психолого-педагогическая характеристика группы

Пациенты данной группы находились на лечении в сосудистом центре. Диагноз: ишемический инсульт вследствие тромбоза левой средней мозгососудистой артерии с развитием корково-подкоркового инфаркта в левой-теменно-височной области на фоне атеросклероза с преимущественным поражением прецеребральных и церебральных артерий;правосторонняягемиплегия,выраженная сенсомоторная афазия.

Пациенты в количестве 3-х человек имеют речевое заключение : Сенсорная афазия. С индром семантической афазии, расстройство пространственногопраксиса и симультанного гнозиса.

Локализация очага поражения . Возникает при поражении зоны ТРО височно-теменно-затылочных областей левого доминантного полушария.

Центральный механизм – нарушение симультанного пространственного восприятия звука.

Центральный дефект – нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций.

1 .пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов;

2 . сравнительные отношения; больные не понимают предложений типа «Оля темнее Кати, но светлее Сони.

3 . конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата»; не понимают отношения между ними;

4 . временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями, например, «перед ужином я пошел гулять» и т.п.

Федорова Светлана Петровна логопед

Образовательное учреждение

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница №7"

Населённыйпункт

г. Комсомольск-на-Амуре

Методическая информация

Тип занятия

Актуализация восстановленных знаний

Цель занятия

восстановление восприятия глубинного смысла высказывания, сопровождающееся зрительно-пространственными трудностями.

Задачи занятия (образовательные,

развивающие, воспитательные)

образовательные : восстановить грамматические категории.

развивающие :восстановить анализ пространственных отношений предметовв пространстве,нарушение схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушение счета).

воспитательные : воспитывать коммуникативную культуру.

Используе-

мыепедагогичес-

киетехнологии, методы и приемы

Логопедическое занятие построено с учетом нарушенных функций,психологических особенностей, включает различные методы и приемы, активизирующие ощущения и восприятие разных модальностей. Материал преподносится мотивированно в контексте игровой деятельности, с опорой на наглядность. Выдержана технология целеполагания в процессе конструирования занятия.Форма работы индивидуализированно-групповая. Методы организации и осуществления логопедического воздействия:

    аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных);

    практические (упражнения, игра);

    гностические (организация и осуществление мыслительных операций с применением цвета);

    демонстрация: использование наглядности

Время реализации занятия

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Метапредметные: пациент научится работать вдумчиво, сосредоточенно; распределять внимание; анализировать, запоминать и передавать информацию.

*Личностные УУД: связь между результатом учения и тем, что побуждает деятельность.

*Регулятивные УУД:эмоциональный отклик на вновь восстановленные знания,динамическая пауза, гимнастика для глаз.

*Коммуникативные УУД: сотрудничество в паре, группе;

*Познавательные УУД: создание основы для восстановления понимания логико-грамматических конструкций;

Необходимое оборудование и материалы

набор цифр, предметные картинки («очки», «стол», «самолет», «яблоко», «газета»),карточки со словами признаками к картинкам; опорные символы («губы», «ухо», «книга», «ручка»);картинки(паспорт маяк сапоги желток паркет), индивидуальные карточки для самостоятельной работы «Предложение», «Тренажер для глаз», схема тела, рабочая тетрадь, ручка, ноутбук, картинки«Время года»,учебное пособие – таблица «Универсальные учебные действия для обучающихся» по цветам: познавательный – синий цветкоммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет личностные – красный, картинный план занятия.

Дидактическое обеспечение урока(мероприяти,занятия)

включает определенные задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи.

Список учебной и допол-й литературы

М.М. Щербакова,С.В. Котов. Программы восстановления речевого мышления у больных с последствиями инсульта. Учебное пособие.Москва.2014 ISBN 978-5-98511-262-7

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Максимальное восстановление утраченных речевых функций, бытовой и социальной адаптации.

Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).

Что мы сейчас учились делать? (планировать свою деятельность). Обозначьте эти действия

жёлтый

кружком.

Что мы сейчас делали? Определяли схему тела с речевым высказыванием)

Каким кружком обозначим эти действия (зелёным кружком).

Определение вида формируемого УУД

Добывали информацию самостоятельно).Обозначим действия синим кружком.

Мотивация к деятельности (Личностные УУД).

Организационный момент. Приветствие.Создание доброжелательной обстановки. Сообщим друг другу информацию о сегодняшнем дне. Если вчера было.... ,то сегодня..., а завтра будет... .Пациентам предлагается выбрать из набора цифр соответствующее число и месяц.

День недели вчера был..., сегодня.... , завтра.... . Выберите дни недели (П.И. вчерашний день, А.В. выберет день недели сегодняшний, а Ю.Л. какой наступит завтра.) П.И. у Вас какой день? А.В. а у вас? Ю.Л. а какой наступит завтра день? Итак, сегодня.... . (Слайд) О каком времени года говорится в строках стихотворения? (на фоне слайда читаю стихотворение. Признаки осениопределяем по цвету.Уточняем какой по счету месяц, перечисляем месяцы по порядку. Всего осенних месяцев три. Каждый пациент проговаривает по месяцу.

Поставим перед собой цель на занятие: восстановим отношения предметовв пространстве,осознаем схему тела, вспомним счет, рассмотрим предложение с пересказом).

Целеполагание и мотивация (Коммуникативные, регулятивные УУД) Работа по преодолению пространственной агнозии : Разбирать схему тела на картинке с переносом на себя . Процедура : прошу пациента показать на картинкеопределенные части тела (желательно парные: правая-левая рука, правая-левая нога, правое-левое плечо ит.п.). Потом прошу показать эти части тела на себе. Если у пациента возникают затруднения, оказываю ему помощь.

II. Основная часть занятия.

В осстановление связи слова с предметным образом. Предлагаю следующие виды заданий.

1. Дифференцировать предметные картинки, разделенные по парам на основе их зрительного сходства.

Процедура: показываю ряд картинок, на которых изображены контуры предметов. Вначале прошу показать какую-либо одну по инструкции, а затем назвать все картинки и подложить к ним соответствующие подписи.

Инструкция: «Покажите, где...» (озвучивается подпись). «А теперь назовите, что это». Необходимо рассказать о функциональном назначении предмета. (показывается картинка) ЯБЛОКО ЧАСЫ САМОЛЕТ ОЧКИ

2. Самостоятельная работа. (Познавательные,регулятивные УДД) Расставлять время на часах.Процедура: выкладываю перед пациентом две картинки: на первой изображены часы со стрелками, на второй– часы без стрелок. Далее предлагаю расставить время на часах соответственно с предъявленным образцом. Инструкция: «Расставьте на пустых циферблатах такое же время, как на образцах»

Открытие нового знания. (Познавательные, личностные,регулятивные коммуникативные УДД). Угадывание названий предметов по описанию их внешних и функциональных признаков, воспринятому на слух. Инструкция: Послушайте описание предметов и угадайте, о чем я говорю (предметные картинки : паспорт маяк сапоги желток паркет ).1. Основной документ, удостоверяющий личность (паспорт) . 2. Башня с сигналом для ориентира судов (маяк). 3. Обувь с высоким голенищем (сапоги). 4. Густое желтое вещество в птичьем яйце (желток). 5. Небольшие тонкие дощечки для настила полов (паркет) Самостоятельная работа . Назовите предметы на карточках. ЯБЛОКО ЧАСЫ САМОЛЕТ ОЧКИ СТО Игра “Путаница”. Собери слова и признаки. Положи к предмету.

    круглое, сочное, сладкое, красное, душистое;

    р учные,настенные,заводские, электронные;

    солнцезащитные, качественные, оптические, предназначенные для коррекции человеческого зрения;

    пассажирский, коммерческий, авиалайнер, отечественный.

    Стол какой? …..

Восстановление понимания речи. Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению.

На кухне стоял овальный стол, покрытый льняной скатертью.

Вопросы: 1. Что стояло на кухне? 2. Где стоял стол?

3. Какой формы был стол? 4. Чем покрыт стол?

5. Какая была скатерть?

Что мы сейчас делали? – Находили слова-признаки. Они делают нашу речь красивее, выразительнее, точнее.

4. Физминутка (Регулятивные УДД).Скажите,сколько сейчас времени? Приглашаю вас отдохнуть в сад. Руку протяни, яблоко сорви.Стал ветер яблоню качать. Трудно яблоко сорвать.Подпрыгну, руку протяну –Быстро яблоко сорву (движения по тексту).Сорвали яблоко, вымоем яблоко перед едой.Сделать разогрев рук. Закрепление. О каких предметах мы говорили? Назовите.

(Познавательные, личностные, регулятивные коммуникативные УДД) Гимнастика для глаз. Тренажер

*Объяснить значение пословиц или устойчивых речевых выражений: бить баклуши.

*Решать логические и математические задачи.

Который теперь час, если до конца суток осталось пять часов? (19.00).Сколько времени осталось до обеда? Если сейчас 10часов, а обед в 12ч.30минут?

*Выполнение устных инструкций в форме логико -грамматических оборотов речи. Оборудование: газета, очки.Инструкция: Послушайте и сделайте то, о чем я вас прошу. Положите очки справа от газеты. Положите газету справа от очков.

Рефлексия

деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

*Проанализируйте достигнутые результаты.

*Что оказалось для Вас самым неожиданным на занятии? *Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

*Что Вам более всего удалось в выполнении заданий? Назовите наиболее эффективные способы своей деятельности.

Учились оценивать свои действия). Каким кружком мы обозначим эти действия? (красным кружком).

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

дифференциация предложно-падежных конструкций («мать накормила сына, кто поел? »)

Дополнительная необходимая информация

Задание выполнить с привлечением родственников.

    Визель Т.Г . Как вернуть речь. М. : Секачев, 2005.\

    Кошелева Н.В. Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией. М. : АСТ, 2006.

В помощь учителю/педагогу

Обоснование, как данную тему оптимально изучать

Система реабилитации с обоснованием принципов, направлений и приемов при выборе оптимальных методов организации логопедической работы с постинсультными больнымипомогает контролировать правильность выполнения заданий, эмоционально настроиться на занятие, заинтересовать, необходимость коррекции речи больных в остром периоде.

Советы по логическому переходу от данного занятии к последую-

щим

Следующее занятие контроль знаний.

Логопед, детская поликлиника г.Радужный, ХМАО-Югра.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.

При акустико-гностической афазии поражены верхние височные отделы коры левого полушария, в котором происходит анализ и синтез звуков речи. Поражение верхних височных отделов ведёт к распаду речевого и не речевого слухового гнозиса. Таким образом, основной фактор, это распад фонематического слуха.

Сохранно:

Общая смысловая сфера слова (пациент понимает, что рука, это часть тела, а где она находится и что делает, не понимает).

Сохранна система приставок, суффиксов, окончаний, но нарушена корневая часть слова.

Нарушено понимание речи, из-за распада фонематического слуха.

Распад оперативной памяти (пациент долго не может вспомнить слово, даже с помощью логопеда).

Распад повторной речи. (Пациенты не могут повторить ни одного слова правильно. При повторении наблюдаются парафазии, логорреи).

Распад экспрессивной стороны речи (словесный салат). Речь не несёт никакой информации.

Распад чтения и письма.

Нарушение неречевого слухового гнозиса. Слуховая агнозия – нет шумов, звуков.

Нарушение эмоциональной сферы (легко возбудимы, импульсивны).

Снижение познавательной деятельности.

Восстановительное лечение.

Центральная задача:

Восстановление фонематического слуха и вторично нарушенной экспрессивной речи, чтения и письма.

Установить контакт с пациентом.

Затормозить логоррею.

Объяснения факта заболевания.

Организация учебной деятельности.

Обучаем слушать и понимать речь.

Магнитофонный метод (записываем значимые и правильно произносимые слова пациента).

Воспроизводи запись, а пациент слушает.

Соотносим их с картинками.

Соотносим с графическими карточками.

Метод озвучания чтения.

Пациент слушает и читает графические карточки.

Повторяем весь детский словарь лексических тем.

Работа с натуральным рядом чисел.

Счет вслух, с опорой на числа от 1 до 10.

Обратный счет, с опорой на цифры.

Счет парами, тройками, с опорой на цифры.

Решение арифметических примеров с пропущенными звеньями

Пациент пишем цифру 2. Он находит карточку со словом ДВА.

Работа над таблицей умножения.

Эти методы помогают воспитывать внимание к речи окружающих.

Пациент начинает понимать и пользоваться детским словарём. Справляется с логорреей.

Восстановление понимания общего смысла высказывания.

1 этап. Восстановление понимания смысла отдельных предложений, но взятых от пересказанных небольших текстов.

Пациента учим слушать короткие тексты. Логопед читает, а пациент подбирает соответствующие картинки. Далее пациент должен

сказать и ком, или о чём идёт речь. Считает количество предложений. 300-400 текстов.

Например: Перед пациентом выкладываются сюжетные картинки. Логопед читает текст целиком, а затем отдельные предложения.

Пациент соотносит каждое предложение в соответствии с сюжетной картинкой. Если он выполняет задание не правильно, то логопед интонацией выделяет предметные слова в предложении и просит их показать на карточке.

2 этап. Восстановление понимания смысла отдельных предложений, но взятых вне контекста.

Логопед читает предложение. Пациент соотносит предложение с карточкой. Затем проводит количественный и качественный анализ

фразы(считает количество слов в предложении, выкладывает схему предложения с помощью фишек, повторяет фразу самостоятельно).

3 этап. Восстановление понимания конкретно значимых слов.

Логопед выкладывает перед пациентом 15-20 предметных картинок. Даёт задание пациенту, выделить две категории предметов по образцу (фрукты-овощи).

Логопед предлагает выделить 2 группы предметов по словесной инструкции.

Логопед выкладывает ряд предметных картинок и дает задание выделить предметные картинки, но они отсутствуют.

Когда накоплен достаточный объем слов, то начинается работа по восстановлению фонематического слуха.

Программа №1.

В основе этой программы лежит метод оптической классификации предметных картинок. Перед пациентом выкладываются 3 буквы.

Они не должны быть близкими по артикуляции.

Например: Б,Л,Ц.

Выкладывается ряд предметных картинок. Логопед дает задание пациенту, разложить картинки в соответствии с начальными

звуками.(Б-белка, банан) и т.д.

Программа №2.

В основе лежит оптико-акустическая классификация предметных картинок.

Выкладываются картинки, наименование которых начинаются с букв Б,Л,Ц. Пациенту даются буквы, которые он должен разложить в соответствии с картинками и назвать первый звук в слове.

Программа №3.

Метод акустической классификации.

Логопед называет звук вслух. Пациент должен найти картинку в соответствии со звуком. Выделенный звук записываем буквой.

Букву подкладываем к соответствующей картинке и т.д.

Программа №4.

Соотнесение звука с его артикуляцией.

Логопед предлагает пациенту посмотреть на картинку.

Вспомнить название картинки(собака).

Логопед артикуляцией, беззвучно произносит первый звук в слове.

Предлагает пациенту найти среди лежащих букв соответствующую букву.

Закрыть глаза, ощупать рукой букву.

Написать на столе, в воздухе пальцем букву.

Произнести звук вслух.

Посмотреть в зеркало и произнести еще раз звук.

Звук записывается на магнитофон.

Работа по закреплению звук - буква. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Проходим все звуки речи.

Учим различать слова далекие по звучанию и разные по ритмическому рисунку (жук-липа).

Учим различаем слова далекие по звучанию, но одинаковые по ритмическому рисунку(бак-рак).

Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по акустическому признаку.

Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по артикуляционному признаку.

Дифференцируем звуки.

Дается ряд карточек с парными звуками. Пациент внимательно изучает и рассматривает парные карточки (Р-Л).

Соотносит звуки с соответствующими буквами.

Анализирует оральный образ звуков.

Выкладываются парные картинки(рак-лак).

Пациент называет первые звуки, соотносит их с буквами, записывает буквы и.т.д.

Составляет предложения с данными карточками, проводит устный анализ предложения, записывает в тетрадь, читает,

подчеркивает оппозиционные фонемы.

Программа №5.

Задача: Обучение анализа фразы, текста.

Работа начинается с анализа предложений. Логопед произносит фразу, а пациент слушает.

Соотносит предложение с картинкой.

Подсчитывает количество слов во фразе.

С помощью фишек выкладывает схему предложения.

Предметное слово выкладывает с определенной картинкой.

Анализирует предметное слово.

Звук соотносит с буквой.

Составляет слово из букв разрезной азбуки.

Громко проговаривает слово.

Анализ текста. Подсчитывает количество предложений в тексте, каждое предложение выкладывает фишками, подсчитывает количество фишек.

Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха.

Восстановление письма предшествует восстановление чтения, опирающего на звуко - буквенный анализ состава слова.

Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.

Срок восстановительного лечения при акустико-гностической афазии, от 6 до 10 месяцев.

Литература.

1. Винарская Е.Н. "Клинические проблемы афазии" М. Медицина. 1974г.

2. Волкова Л.С. Логопедия. М. Владос. 2004г.

3. Оппель В.В. "Востановление речи после инсульта". М. Просвещение 1989г.

 


Читайте:



Возвратные глаголы в немецком

Возвратные глаголы в немецком

Gestern lief ich durch die Stadt. Plötzlich blieb ich stehen.Ich kann te mich hier nicht aus . Oh nein! Ich hatte mich verlaufen . Ich ärgerte...

Сильная православная молитва от злого начальника на работе

Сильная православная молитва от злого начальника на работе

У каждого из нас есть враги или хотя бы недоброжелатели, и каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда окружающие люди были настроены агрессивно....

Мои любимые сорта томатов

Мои любимые сорта томатов

Каждый дачник-овощевод, выращивающий на своем участке помидорчики, давно знает, какие сорта наиболее удачны для его региона, качества земли и...

Маяковский татьяне яковлевой

Маяковский татьяне яковлевой

Сочинение В наши дни, когда нравственные, моральные проблемы обретают все большее значение и остроту, нам важно полнее и зорче «разглядеть »...

feed-image RSS